Урок по технологии на тему "основы конструирования и моделирования изделий из древесины". Презентация на тему "основы конструирования и моделирования изделий из древесины" Технология 7 кл моделирование из дерева

Тема урока : «Основы конструирования и моделирования изделий из древесины»
Цель:
Формирование навыков работы с древесиной
Развитие творческой фантазии учащихся.
Задачи:
Образовательная: научить детей конструировать кубик из спичек;
Воспитательная: научить общению в работе; познакомить с древнерусской культурой.
Развивающая: познакомить учащихся с русскими ремеслами.
Оборудование: древесина, станок СТД – 120, столярный инструмент, клей ПВА.
Тип урока:
практическая работа по конструированию подцветочника.
Технология:
Элементы технологии сотрудничества.
Роль учителя:
Координация деятельности учащихся.
Ход урока.
1. Оргмомент:
приветствие, проверка готовности к уроку, отсутствующие.
2. Объявление темы и целей урока.
Запись темы урока на доске и в тетрадях учащихся.
На доске записаны основные термины:
Качества изделия : Технологичность. Прочность. Надежность. Экономичность.
Цель:
Ребята, сегодня мы научимся делать подцветочник. Этот подцветочник станет основой для конструирования.
3. Вступительное слово учителя.
Конструирование – это один из этапов создания изделий (конструкция – в переводе с латинского «Устройство»).
Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта. Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.
Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.
Изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.
Вы видите на доске основные понятия, характеризующие качества изделия.
Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.
Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.
Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных ресурсов.
4. Подготовка заготовки для точения

    отрезка заготовки по длине с учетом припусков на тор­цах,

    осмотр ее внешнего со­стояния, разметку центров вращения заготовки;

    прида­ние заготовке формы близ­кой к цилиндрической. Если заготовка имеет форму квадрата, то для нахождения центров вращения на торцах проводят диагонали и на их пересечении шилом накалывают отверстия, Затем рубанком сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника.

    Пос­ле этого заготовку крепят на станке.

5. Наладка и настройка станка . Проверяют работу станка на холостом ходу. Подготавливают и надеж­но закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник настраивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки состав­ляло 2 ...3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачи­вают вручную на 2...3 оборота.
Для точения древесины применяют различные стамески и другие режущие инстру­менты.
Желобчатые, полукруглые ста­мески применяют для чер­новой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки по­верхностей, а также для подрезания торцов и вытачива­ния конусов. Режущая часть токарных резцов называемая лез­вием, имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.
Точение заготовки . Перед точением надевают защитные очки, вклю­чают станок, берут стамеску в правую руку, устанавли­вают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху.
Вначале выполняют черновое (грубое) точение. Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и снимают стружку серединой лезвия полукруглой стамески. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия.
Для чистового точения заготовки оставляют при­пуск 2...4 мм на сторону. Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску опирают на подручник реб­ром со стороны тупого угла и направляют режущей кромкой в сторону ее движения.
Тонкую стружку срезают только серединой режу­щей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.
Подрезают торцы заготовок косой стамеской и вырезают их.
Точат изделия с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.
Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем или штангенциркулем только после отключения станка и полной остановки шпинделя.
Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь.
При необходимости деталь обрабатывают шлифо­вальной шкуркой, опоясав ею заготовку и удерживая концы шкурки руками. Шлифовать можно также шли­фовальной колодкой.
Хорошие результаты дает полирование сухой дета­ли бруском из более твердой древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволаки­вает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины.
Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают . Линейкой и карандашом делают размет­ку отрезаемой заготовки. Затем включают станок, опус­кают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в различных местах надрез глубиной на 2...3 мм. Затем ставят стамеску тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кромкой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть за­готовки до надреза. Эти переходы выполня­ют многократно, постепенно углубляясь в заготовку, по­ка не образуется тонкая "шейка" диаметром 8... 10 мм.
Не следует допускать перерезания заготовки, так как надо еще зачистить торец движением стамески к центру вращения таким же способом, как и выполнялся надрез. Аналогично подрезают торец с другого конца заготовки.
После остановки станка заготовку снимают, мел­козубой пилой отрезают шейки и торцы зачищают наж­дачной бумагой.

6.Самостоятельная работа (если все уч-ся не поместятся возле станка - Разделить на две группы – одни работают на станке, вторые подготавливают каркас подцветочника к сборке. После вытачивания стоек начинается сборка на клею деталей подцветочника. Затем стойки покрывают лаком.
7.Текущий инструктаж. Индивидуальный, фронтальный в случае необходимости при повторении ошибок.

8.Самостоятельная работа. (Со стороны учителя контроль над выполнением работы и выполнением правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.)

9. Экономический подсчёт.

1. ДВП – бесплатно.

2. Брусок 50*50 – 130 тенге.

3. Клей ПВА – 50тенге.

4. Лак – 80тенге.

5. Электроэнергия – 70тенге.

Итого: 330тенге.
10.Заключительный инструктаж.
Уборка рабочих мест. Оценка работы уч-ся.
11. Закрепление.
Работа класса – вопросы по теме задаются одному из учащихся всем классом, поочередно, по одному вопросу.
12.Итог урока. Оценки (за правильность выполнения точения, за сборку изделия, соблюдение правил т/б, за устные ответы).

Урок по технологии для 6 класса.

«Конструирование и моделирование изделий из древесины»

Цели : Познакомить учащихся с процессами конструирования и моделирования изделий из древесины; воспитывать у учащихся способность к творчеству; способствовать развитию воображения.

Урок : Комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Метод обучения : Устный опрос, рассказ, демонстрация наглядный пособий, практическая работа.

Наглядные пособия : Варианты разделочных доска и игрушек, модели игрушек(трактор и автомобиль). Сборка изделий типовых деталей из набора конструктора. Изготовление модели деревянной лодки.

Ход урока.

Оганизационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

Теретичесая часть.

Повторение пройденного материала.

В о п р о с ы:

В каких изделиях применяют соединение врезкой?

Как размечают вырезаемые участки?

Чему равна длина вырезаемого участка при соединении брусков под прямым углом?

Как и чем вырезают удаляемые участки в брусках?

Изложение нового материала.

План рассказа учителя:

Конструирование изделий из древесины.

Моделирование изделий из древесины.

Работа над новыми словами и предварительное определение их понятий.

Конструирование изделий из древесины. Что такое конструирование?

Конструирование- это один из этапов создание изделия. Термин “конструкция” в переводе с латинского означает “устройство”. Конструирование является частью проектирование и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта. Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделий, со зрительного представления изделия, c оставления иго эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы. Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, многократно дорабатывают с учетом недостатков до создания наилучшего изделия согласно его назначению.

Ребята! Каким должно быть изделие?

Каждое изделие должно наиболее полно соответствовать своему назначению, иметь красивый внешний вид. Поэтому в процессе его конструирования пробуют различные варианты.

Что такое вариативность по-вашему мнению?

Вариативность в конструировании заключается в изменении отдельных элементов изделий при сохранении его основного назначения. Термины “Вариант”, “вариативность” происходят от латинского слова “изменяющийся”. Так появились различные марки легковых автомобилей, станков по обработке древесины и металла, варианты струбцин, тисков, пил и др. В школьных мастерских также можно конструировать изделия в разнообразных вариантах исполнения. Например, декоративная доска, предназначенная для резания на ней продуктов и украшения кухни, может по своей форме напоминать фигуры животных (Варианты разделочных досок), а подставку под карандаши можно изготовить в белее красивом, оригинальном виде (Вариативность подставок для карандашей). Как бы ни варьировалось изделия, при его конструировании обязательно учитывают ряд факторов (принципов конструирование): прочность, надежность, технологичность, экономичность и др. Прочностью обладают изделия, не разрушаясь, воспринимающее определенные нагрузки. Например, прочным являются столярный верстак, постоянно подвергающийся различным воздействием при обработке на нем заготовок. Надежность определяют свойство изделия выполнять заданную роль при сохранении основных его характеристик. Надежно изготовленное изделие являются безотказным в работе, долговечным. Как бы ни были изготовлены, например декоративные доски (Варианты разделочных досок), они должны надежно служить для резания продуктов, не раскалывается, их ручки должны быть удобными для держания. Служить такая доска должна длительное время. Технологичность характеризует соответствие изделия требованиям экономичной технологии изготовления. Технологичным считается такое изделие, которое изготовлено с наименьшими затратами труда, средств, материалов и времени. Изделия, которое в процессе пользованиям им не требует дополнительных расходов, является более экономичным. Например, молоток для плотничных работ с прорезью на носке является более экономичным, чем обычный столярный молоток, поскольку может служить еще и вместо клещей.

Ребята! Какие соединения будут являться более прочными?

Наиболее прочным соединения получают при склеивании деталей с двумя шкантами (шурупами гвоздями), расположенными по диагонали на расстоянии не менее ¼ ширины бруса от торцов и кромок (Склеивание брусков со шкантами). После отверждения клея выступающие торцы брусков спиливают мелкозубной ножовкой (спиливание выступающих торцов с заготовки). Место склеивания и изделии строгают рубанком от краев к центру, чтобы не отколоть торцы; обрабатывают напильником или шлифовальной шкуркой. При точном и аккуратном выполнении разметки и выпиливании кусков древесины соединение не требует подгонки, поэтому не допускайте небрежности и брака в работе.

Разновидности соединения с запиливанием деталей. Обработка запиленных углов рамки ящика напильником и наждачной шкуркой.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: «Соединение брусков из древесины врезкой в половину толщины».

Технологическая карта и чертеж.

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работа понадобятся: верстак, струбцины, заготовки, линейка, угольник, рейсмус, продольная и поперечная мелкозубые пилы, столярная стамеска, рубанок, напильник, шлифовальная шкурка, дрель, рашпиль, ножовка, шканцы, (или шурупы, или гвозди), клей.

Вводный инструктаж.

Задания :

    Подберите и разметьте бруски для соединения в половину толщины по заданию учителя;

    Выпилите удаляемые куски ;

    Зачистите соединение и подгоните соединяемые бруски;

    Нанесите клей на поверхности, скрепите их шканцами (шурупами или гвоздями)

    Зажмите клеевое соединение в струбцине или в зажиме верстака.

Правила техники безопасности(на каждом столе одни на двоих):

    Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом

    Следует надежно закрепить заготовки и зажимах верстака (тисках или струбцине).

    Нельзя допускать резких движений пилой, ее перекоса, держать левую руку близко к полотну.

    Следует быть осторожным при работе со стамеской.

    Запиливать бруски нужно плавно, без рывков.

    Нельзя сдувать опилки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой-сметкой.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащихся задания. Текущие наблюдения учителя, контроли за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки :

    Несоответствие размеров размеченных заготовок, необходимость подгонки; причины: неточность измерительного инструмента, несоблюдения приемов разметки или неаккуратность, невнимательность работающего.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

Установка на следящий урок.

На следящем уроке продолжиться знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат представление о конструировании и моделировании изделий из древесины.

» - в переводе с латинского означает «устройство».)
Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта.Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.
Затем подбирают необходимые материалы.
Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.
Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду - дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн - это художественное конструирование изделия. На рис. 25 приведена вариативность конструкторских решений декоративной кухонной доски.

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.
Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.

Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.

Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока
Экономичным считают изделие,которое при исспользовании не требует дополнительных расходов.

Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.
Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации.
При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемь1М к нему требованиям.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и чтобы они были прочными. Например, неэкономично изготавливать изделия из доски, как показано на рис. 2б, а. Если взять схему разметки раскроя, приведенную на рис. 26, б, то все изделия будут бракованными (непрочными), так как их ручки отколются по волокнам. По схеме раскроя, (показанной на рис. 26, в), верхнее изделие также будет бракованном. Но если заготовкой будет фанера, то наибольшее количество изделий гюлучим по схеме разметки, изображенной на рис. 26, в.
Одним из приемов конструирования является моделирование изделий. Моделью называют уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготавливают, чтобы понять его устройство и принцип действия. («Модель» - от латинского «мера, образец, норма». «Копия» - от латинского «множество».)
Все вы с детства любите строить модели зданий, автомобилей, тракторов, лодок и кораблей, бумажных самолетиков. А это и есть как раз модели существующих сооружений и машин. Изготовленные вами модели могут передвигаться, плавать, летать.Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.
На рис. 27 представлены деревянные модели (игрушки) трактора и автомобиля .

Практическая работа
Конструирование простейших изделий из древесины

1. Сконструируйте несколько вариантов одного и того же изделия из древесины по заданию учителя.
2. Выполните технические рисунки лучшего изделия и чертежи его деталей.
3. Продумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным?
4. Какое значение имеет моделирование для разработки вашего творческого проекта?

♦ Вариант, вариативность, дизайн, технологичность, прочность, надежность, экономичность, качество , свойство, модель.
1. Что называют конструированием изделия?

2. Что называют вариативностью?

3. Какие изделия называют технологичными, прочными, надежными, экономичными?

4. Какие изделия называют качественными?

5. Что называют моделированием и моделью?

6. Для чего изготавливают модели?

Симоненко В.Д.,Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Технология 6 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Цель :

  1. изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
  2. развивать осмысленное чтение чертежей. в)воспитыввать трудолюбие.

Оборудование : образцы изделий из древесины.

Ход урока

I . Повторение пройденного материала .

1. Беседа по вопросам:

Какие размеры проставляются на чертеже детали призмати­ческой формы?

Какие чертежи называются сборочными?

В какой последовательности читается сборочный чертеж?

2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем муд­рые мысли».

Описание. На доске записаны высказывания о труде вы­дающихся личностей.

Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.

На доске:

  • Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
    Эзон
  • Только труд дает право на наслаждение жизнью.
    Н . А . Добролюбов

3. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Иллюстративный рассказ.

Учитель. В технологии очень важно, если не главное, - раз­работать совершенную техническую конструкцию. Конструктив­ное решение вещи выполняет инженерное проектирование.

Конструирование - это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный техно­логический процесс, который включает в себя:

  • зрительное представление изделия;
  • составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
  • подбор необходимого материала;
  • изготовление опытного образца;
  • испытание на прочность и работоспособность;
  • устранение недостатков.

Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору прихо­дится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство поль­зования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, соз­дание гармоничной целостной формы, высоких эстетических ка­честв).

Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложней­шей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой нахо­дится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.

Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся .)

А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гар­монию функции и формы в соответствии с особенностями челове­ческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

  • назначение - способность удовлетворять определенную по­требность человека;, например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
  • коммуникативная функция вещи - как бы коллективное со­общение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
  • моделирующая функция вещи организует поведение потре­бителя; так, конвейер задает один режим работы, индивидуаль­ный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
  • типологическая функция вещи - образец ряда, она представ­ляет целый класс вещей;
  • репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
  • декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.

И если инженерное проектирование дает конструктивное реше­ние вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.

При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

  1. технологичным , то есть изготовленным с наименьшими за­тратами времени, труда, средств и материалов;
  2. прочным , то есть выдерживать заданную нагрузку без раз­рушения;
  3. надежным , то есть безупречно работать длительное время;
  4. экономичным , то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важ­но, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходи­мо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.

Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструи­рования изделий.

Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Отве­ты учащихся .)

Если изделие изготовлено из дерева, то это:

  • а) неэкономично;
  • б) непрочно;
  • в) браковано верхнее.

Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наи­лучший вариант.

Одним из приемов конструирования является моделирование .

Модель - уменьшенная или увеличенная копия изделия.

Создается модель как и настоящее изделие по эскизам, техни­ческим рисункам и чертежам.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

  1. Из примеров, выберите наилуч­ший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента.
  2. Создайте эскиз и технические рисунки выбранного вами из­делия.
  3. Предложите другие варианты изделий.

IV. Итог урока.

Оценка практической работы учащихся.

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить не­большие сообщения на тему «Полезно знать и уметь».

МБОУ Знаменская СОШ №1 Минусинский район Красноярский край Урок технологии в 6 классе: «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ» Учитель технологии Витютнев Николай Анатольевич Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов Чем отличается дизайн от инженерного проектирования? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Попробуем ответить вместе:

  • Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора.
  • Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
  • назначение - способность удовлетворять определённую потребность человека;
  • например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звука;
  • коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
  • декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность и другие функции.
Попробуем ответить вместе: Если инженерное проектирование даёт конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определённую самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект. Практическая работа

Практическая работа

«Точение детали по чертежу и технологической карте»

Вам потребуются:

токарный станок с набором инструментов: чертёж детали и технологическая карта на её изготовление; заготовка, стамеска желобчатая полукруглая, линейка, карандаш, шило, шлифовальная шкурка.

Правила безопасности:

1. Не включайте станок без разрешения учителя

2. Надёжно крепите заднюю бабку станка.

3. Проверьте, имеет ли заготовка трещины.

4. Надёжно крепите заготовку.

5. Перед работой на токарном станке подготовьте рабочее место: уберите всё лишнее со станка и вокруг него, разложите только необходимые инструменты и приспособления.

6. Проверьте рабочий инструмент: ручки стамесок должны быть прочно насажены и не иметь трещин.

Практическая работа

  • 7. Заправьте одежду. Застегните все пуговицы. Длинные волосы уберите под головной убор
  • 8. Перед пуском станка наденьте защитные очки.
  • 9. В процессе точения периодически останавливайте станок и поджимайте деталь задним центром, устраняя зазоры.
  • 10. Периодически, по мере точения поверхности, при остановках станка подводите подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм, проворачивайте заготовку вручную на 2-3 оборота и надёжно крепите подручник.
  • 11. Во время работы не отвлекайтесь, не отходите от станка.
  • 12. Все операции по настройке проводите только при отключенном и остановленном станке.
  • 13. Не обрабатывайте деталь вблизи трезубца.
  • 14. Не останавливайте заготовку руками.
  • 15. Обо всех неисправностях сообщайте учителю.
Чтение чертежа
  • Прочитать эскиз или чертёж - это, значит, представить себе устройство детали и выяснить все данные, необходимые для её изготовления.
  • Читать эскиз или чертёж можно в такой последовательности. Сначала найти в правом нижнем углу эскиза название детали и выяснить, из какого материала её надо изготовить. Затем рассмотреть изображение детали, представить её форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изображении все элементы детали, представить их форму и установить размеры. И в заключение изучить технические требования, указанные на чертеже.
Элементы детали Порядок выполнения работы Порядок выполнения работы
  • 1. Прочтите чертёж и технологическую карту на изготовление цилиндрической детали (или изделия для своего проекта).
  • 2. Выберите заготовку и спланируйте работу с ней под руководством учителя.
  • 3. Разметьте, подготовьте и установите заготовку на токарном станке.
  • 4. Выберите и проверьте режущие инструменты.
  • 5. Выполните черновое точение желобчатой стамеской, зачистку - шлифовальной шкуркой. Точите только с разрешения и под контролем учителя!
  • 6. Снимите заготовку. Проверьте размеры и шероховатость поверхностей обработанной детали.
Технологическая карта Технологическая карта Изменение формы предмета. Деформация, как процесс изменения формы тела под действием приложенной силы. Сила физическая величина, которая характеризует действие одного тела на другое. Виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит сжатие материала, затем сдвиг и срез волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения Объясняется на основе физических понятий: вращательное движение заготовки и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки. Разметка - ответственная операция от её точности зависит качество получаемого изделия, а также количество расходуемого материала; некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей; это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда; Вывод: профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной Точение древесины Установить причины нагрева резца и детали при обработке древесины. Определить способы теплопередачи. Нагрев резца и заготовки в результате теплопроводности; охлаждение – в результате конвекции. Правила безопасности
  • Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.
  • Перед включением станка убедиться, что он исправен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
  • Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.
  • Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.
  • Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.
  • Удерживать резец при точении нужно только двумя руками.
Итог урока:
  • Оценить ответы и работу учащихся
  • Провести уборку помещения мастерской
Чертёж ручки для напильника

Спасибо за внимание