Психика ребенка: особенности формирования. Как укрепить нервную систему и психику ребенка? Влияние мультфильмов и компьютеров на психику ребенка. Психические расстройства у детей Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

Наша жизнь так устроена, что каждый новый день несёт в себе и новые испытания. Иногда они приятные и захватывающие, а иногда - сложные и изматывающие. То, как мы реагируем на сложившуюся негативную ситуацию, напрямую зависит от особенностей нашего характера, типа темперамента, уровня образования и воспитания. Но главную роль в этом процессе играют общее состояние нервной системы и психики.

Понятие психики

Психика - понятие сложное и многогранное. Долгое время в психологии и философии под психикой понималась душевная составляющая человека. Даже дословный перевод слова «psyche» с древнегреческого языка означает «душа». И только с развитием психофизиологии и неврологии, эти два понятия перестали быть тождественными.

В настоящие время под психикой принято понимать способность высокоразвитой материи субъективно отражать объективную реальность. Другими словами, психика - это наши внутренние реакции на окружающий нас мир, их осознание и осмысление. Мысли, эмоции, переживания, возникающие в ответ на происходящее, а также высшее психические функции, например, интеллект.

Устойчивая и неустойчивая психика

Всем знакомо выражение «железные нервы». Как правило, так говорят о человеке, способном стойко и невозмутимо реагировать в любых, даже самых критических ситуациях. Во многом такое поведение зависит от силы нервной системы, то есть от её работоспособности. Сила является врождённым свойством нервной системы и обуславливается исключительно наследственными факторами. Но нервная система и психика - разные понятия. Устойчивая психика зависит не только от генетики, но и от многих других факторов, в том числе от воспитания, образования, саморазвития. Поэтому её можно и нужно тренировать.

Постоянные стрессы, неприятности и травматические ситуации могут стать причинами неустойчивой психики. Люди с неустойчивой психикой склонны к высокой тревожности, тяжело переживают неудачи, излишне самокритичны и часто . Им сложно принимать важные решения, особенно в ограниченные сроки. Любая незапланированная мелочь способна вывести их из равновесия и спровоцировать стресс.

Способы восстановления психики

Если не брать во внимание психически нездоровых людей, то восстановить нормальное состояние психики, а также повысить её устойчивость может каждый. Безусловно, процесс восстановления зависит от того, насколько сильно «расшатались нервы». В ситуациях, когда достичь желаемого эффекта самостоятельно не получается, стоит обратиться за помощью к специалисту, например, к психологу или психотерапевту. В некоторых сложных случаях потребуется пройти курс медикаментозного лечения.

Во-первых, чтобы улучшить состояние нервной системы, следует исключить причину, повлёкшую за собой возникновение стресса. Если возможности её нейтрализовать нет, то нужно попытаться изменить своё отношение к раздражающему фактору. Помните выражение: «Не можешь изменить ситуацию - измени своё отношение к ней». Оно на 100% работает в этом случае. Другой вопрос, что далеко не у всех получается самостоятельно изменять свой внутренний настрой по желанию. Но можно научиться самообладанию. Для этого потребуется немного усилий и желания: почитать специальную психологическую литературу, посетить тренинг личностного роста или пройти обучение медитативным техникам.

Во-вторых, «расшатанные нервы» часто являются результатом переутомления. В этом случаи, отпуск или даже несколько выходных способны творить чудеса. Продолжительный отдых и полноценный сон являются залогом не только физического, но и психического здоровья. Помните, что отдых не должен заключаться в безделье (хотя иногда можно себе позволить немного поваляться на диване). Лучше всего сменить обстановку, выбраться на природу, воплотить в жизнь свои заветные желания или посвятить время любимому хобби. Подойдёт любое занятие, которое приносит удовольствие и поднимает настроение.

В-третьих, придерживайтесь здорового образа жизни. Вредные привычки и несбалансированное питание усугубляют состояние нервной системы. Если организм постоянно недополучает необходимых витаминов и минералов, страдает от никотина и гиподинамии, то ему очень сложно бороться со стрессами. Попробуйте заменить кофе цикорием, пейте чай с мятой, забудьте про жирную и сладкую пищу на ночь, начните заниматься спортом! Очень скоро вы заметите, что просыпаетесь по утрам легко, бодры и полны сил весь день, а вчерашние проблемы стали не такими уж и невыполнимыми.

Казалось бы, не существует аргументов в пользу физического наказания. Только прошив. Но отчего-то число детей, регулярно подвергающихся подобному „семейному насилию", не уменьшается, а, наоборот, растет. К сожалению, некоторые родители пытаются таким образом добиться послушания и уважения от собственных детей.

Сидя за столом в гостях, я заметила удивленный взгляд 3-летней Ани. Вероятно, ей не понятно слово „аплодисменты", которое упомянул в разговоре ее папа. Уже выйдя из-за стола, спрашиваю: „Ты не знаешь, что такое аплодисменты?" „Не-е". „А почему же не спросила?" На Аниных глазах выступают слезы: „Мешать нельзя, а то папа побьет".

В ребенка в прямом смысле слова вдолбили правило: к беседе взрослых нужно относиться с уважением — нельзя их перебивать. Но Аня не спросила про непонятное слово не из уважения перед отцом, а из страха перед наказанием. Сейчас для девочки безопаснее не проявлять инициативу, постепенно это станет привычкой. В ребенке разовьется пассивность, пропадет пытливость ума. А в школьный коллектив Аня придет „серой мышкой".

Бить или...?

Иногда ошибочное представление об эффективности физических наказаний создается потому, что дети часто перестают делать то, за что их бьют. Но это, к сожалению, вовсе не означает, что ребенок действительно понимает, что он плохо поступил!

Просто страх перед физической болью затмевает другие желания и стремления. Наказание в этом случае способствует развитию малодушия и трусости. Не слишком ли высока цена такого „послушания"?

Ах ты, вредина!

Ирина, воспитатель детского сада, мама 5-летнего сына, жестоко наказала мальчика ремнем за то, что он стащил деньги из ее кошелька. На вопрос: „Ты понял, что так нельзя делать?" — Миша, захлебываясь слезами, кивнул. Наказание возымело действие — к маминому кошельку он больше не притрагивался. Казалось бы, у мамы все получилось. Но ситуация имела свое (кстати, вполне типичное) продолжение.

Через некоторое время уже в бабушкином кошельке Миша стал подменять пятирублевые монеты рублями и копейками и утаивать от близких сдачу от покупки конфет. Со временем, попадая с родителями в гости, мальчик начал таскать деньги из карманов и кошельков хозяев. Ирина добилась лишь того, что порок стал тайным. Вообще появление отрицательных черт характера — серьезное последствие рукоприкладства. Ребенок может стать очень упрямым: упрямство формируется из протеста насилию.

Если родителям удастся совершенно подавить волю малыша, из него вырастет слабый человек с дурным характером, вечно недовольный собой и окружающими, всю жизнь мстящий за свое забитое детство.

Еще одно распространенное заблуждение взрослых — миф о „злой воле" детей. Будто бы „вредничать" и не слушаться доставляет ребенку удовольствие. Нередко родители за подобное поведение принимают интерес малыша к новым вещам, желание познавать мир. Действительно, иногда даже собственного ребенка нелегко понять.

Часто папе и маме не хватает аргументов, терпения или времени убедить малыша делать так, а не иначе. Не долго думая, в ход пускается ремень. Но ведь у каждого родителя есть свои приемы убеждения , воздействия на малыша. Конечно, их применение требует сил, времени, собственных нервов.

Но ведь психическое здоровье ребенка дороже!

Бывает, что взрослые наказывают малыша не регулярно, время от времени, совершенно не придавая этому значения. Скажи таким „воспитателям", что они бьют ребенка — возмутятся. Но ведь подзатыльники, шлепки по попе, по рукам — это тоже проявления насилия. Малыш еще острее переживает чувство обиды, унижения, если при наказании присутствуют посторонние. Так, походя, можно запросто искалечить родную душу. Неужели именно такую цель преследуют родители?

Конечно же, нет. Но многим детям приходится терпеть такие мелкие телесные наказания, может быть, и не очень болезненные, но очень обидные и негативно влияющие на психику малыша. Те, кто пережили кошмар детства с побоями, знают это чувство отчуждения, возникающее между ребенком и родителем. Рождаясь, ребенок доверяет миру. Побои подрывают эту веру, особенно потому, что исходят от мамы и папы, которых малыш считает своими друзьями. Если его так предают самые близкие люди, что же ждать от чужих? В будущем уже у взрослого человека возможны проблемы в отношениях с людьми.

Страх довериться и испытать при этом боль превышает желание сближаться с другими людьми, дружить и доверять им.

Физические наказания в детстве влияют на развитие патологической сексуальности. Например, на развитие садистских или мазохистских пристрастий. Чаще всего детей бьют по ягодицам, и неизбежно затрагиваются эрогенные зоны. То есть удары приходятся по той части тела, которая со временем призвана дарить эротическое наслаждение и радость.

Получается, что из-за боли и агрессивной психологической обстановки между физическим воздействием на зоны удовольствия и чувствами в подсознании ребенка устанавливается стойкая связь. А чувства эти — страх, обида, тоска. Появление сексуальных отклонений не обязательно, но негативная ассоциация любви и боли остается в памяти ребенка. Вырастая, такие дети испытывают трудности в общении с противоположным полом, им сложно поддерживать настоящие, долгие, романтические отношения.

Некоторых родителей провоцирует на наказания то, что их самих били в детстве. Став взрослыми, они воссоздают модель воспитания своей семьи, подсознательно компенсируя свою обиду, причиняют боль собственным детям.

Так что, наказывая своих детей, папы и мамы закладывают бомбу замедленного действия по отношению к внукам. Мне приходилось разговаривать с уже взрослыми людьми, достигшими определенных успехов в жизни, чье детство было покалечено побоями.

Несмотря на жестокость родителей, они высказывали одобрение наказаний. „Ну и правильно делали, что били. Я был ужасным хулиганом, — говорит один из моих собеседников. — Где бы я сейчас оказался, если бы не родители?" Такое парадоксальное мнение можно объяснить. У малыша есть потребность любить маму, папу. Детское сознание вытесняет воспоминания о боли, страхе в область бессознательного, „обеляет" фигуры родителей. Для ребенка легче думать, что он заслужил наказание, нежели понять, что родные люди способны причинять такие телесные и душевные муки.

Так что поборникам физических наказаний не стоит обольщаться и думать, что дети действительно довольны тем, что их бьют. Счастье и благополучие детей в будущем зависит от того, каким было их детство. Дарите больше радости и любви своим малышам.

Как бы мы не хотели, мы не можем полностью защитить детей от страшных, болезненных и трагических событий. Болезни, смерть близких людей, развод и переезд, стихийные бедствия и насилие – всё это часть нашего мира, с которым детям тоже приходится сталкиваться.

Маленький ребёнок освобождается от негативных, травматических переживаний, когда плачет на руках у взрослых. Слёзы не только помогают сбросить напряжение, но и работают как обезболивающее – снижают и физическую и душевную боль. Дети старше 3-4 лет интуитивно находят способы снятия стресса: выражают свои переживания в рисунках и играх, возвращают себе способность активно действовать, а не быть пассивной жертвой, через «агрессивные» игры, разговоры о том, что пугает или беспокоит со взрослыми, которым доверяет.

Родители обычно очень беспокоятся о том, чтобы последствия пережитого стресса для ребёнка не оказались разрушительными и не оказали длительного негативного действия на дальнейшую жизнь ребёнка.

Что может делать родитель (или другой заботящийся взрослый), чтобы помочь ребёнку пережить трудное время:

9 шагов от травмы к нормальной жизни

1.Создавайте охранительный режим для нервной системы и телесный комфорт ребёнку. Постарайтесь ограничить активности, слишком возбуждающие нервную систему, такие как просмотр телевизора (из-за мелькания), походы в многолюдные места, слишком громкие звуки. Этот режим похож больше всего на режим выздоравливающего ребёнка после гриппа. Как после болезни все силы уходят на восстановление и выздоровление, также все ресурсы психики и тела после стрессового события брошены на его переработку. Частое питье и питание по чуть-чуть, больше времени на сон или пассивный отдых. На фоне стресса обычно снижается аппетит, но бывает, что ребёнок начинает есть больше обычного и таким образом ищет способы снизить тревогу и успокоиться. Комфортный ребёнку тактильный контакт, спокойное внимание и присутствие близкого взрослого, «вышагивание» тревоги в совместной прогулке с родителем – этого обычно достаточно, чтобы снизить тревогу и свести на нет «заедание стресса».

2. Поддерживайте разговор о страшном (стрессовом) событии. Слушайте спокойно, помогите восстановить последовательность событий. Называйте вещи своими именами, избегайте иносказательности и преуменьшения – «умер», а не «ушел», «развод», а не «ссора», «укол» – вместо «укольчик». Назовите словами чувства, которые мог испытать ребёнок: страх (испугался, стало страшно, ужасно), злость (разозлился, рассердился, возмутился, был взбешен), растерянность (растерялся, не знал, что делать), бессилие (ничего не мог поделать), горе (расстроился, горевал, было грустно, горько).

Если ребёнок травмировался (порезался, сломал руку или ногу, сильно расшиб лицо или коленку и т.д.) или стал свидетелем того, как кто-то пострадал по собственной неосторожности, не торопитесь учить безопасному поведению в подобных ситуациях. Сначала – отреагирование чувств, успокоение, и только потом – «организационные выводы» и профилактическое обучение. Пока сильны эмоции, обучение не эффективно.

3. Дайте возможность «легально» выражать агрессивные импульсы: лепите вместе из пластилина или глины, делайте грязевые «бомбы», рвите бумажки (например, для отрывной аппликации или чтобы утилизовать ненужные газеты), играйте с водой (вода снимает психомышечное напряжение), пальчиковыми красками (даже со «взрослыми» детьми), или песком.

4. Помогите восстановить активность в игре. Например, ребёнку пришлось пережить болезненные процедуры (уколы из-за инфекции), когда его или ее насильно удерживали и естественная активность ребёнка подавлялась. В этом случае может помочь игра-фантазия, в которой ребёнок будет играть роль успешного борца с инфекцией (взрослый может взять на себя роль «инфекции», а ребёнок с мечом, или вооружившись «заклинаниями» будет эту «инфекцию» побеждать). Ребёнок, переживающий разъезд родителей, может найти опору на свою активность в создании своего песочного «мира», расселяя кукол и зверей по норам, или фантазируя о том, как будет самостоятельно и по своей инициативе переезжать из страны в страну, чтобы встретиться со старыми друзьями.

5. Не бойтесь агрессивных игр и того, что игра-отреагирование может повторяться много раз. Исключение составляют агрессивные действия по отношению к живым существам (тянуть за хвост кошку, бить других детей или кусать взрослых, обзывать или оскорблять других людей и т. д.). Если ребёнок начинает проявлять жестокость к живым существам, необходимо не только останавливать непозволительное поведение, но и сразу предоставлять легальные альтернативы выражения агрессии.

6. Создавайте и поддерживайте опоры безопасности и предсказуемости жизни: режим, проговаривание ближайших планов, повторение (иногда по нескольку раз) последовательности предстоящих действий. В острой фазе проживания горя и сразу после стрессового события может быть временно снижение памяти, внимания – говорить стоит простыми, короткими фразами, повторяйте по необходимости несколько раз одно и то же.

7. Если ребёнок стал с трудом засыпать или жалуется на кошмары, то во время укладывания посидите с ним подольше. Даже если ребёнок уже большой и до события самостоятельно умел сам укладываться, для возвращения чувства безопасности ему или ей может временно понадобиться ваше присутствие рядом. Перед сном можно, ласково поглаживая ребёнка, повторять «опорные послания» от родителя к ребёнку: «Мама тебя любит, папа тебя любит, бабушка тебя любит…» Можно также проговаривать положительные качества ребёнка («хорош_ая, любим_ая, сильн_ая, красив_ая»), называя его или ее по имени.

8. Заботьтесь о себе, своем здоровье и эмоциональной стабильности – больше отдыхайте, отложите на время все несрочные дела и уделите время своему душевному и физическому здоровью. Перегруженный делами, уставший или сильно встревоженный родитель едва ли может дать ощущения безопасности и поддержать своего ребёнка. Этот пункт идет в конце списка, но по важности может быть является самым первым.

9. Обратитесь за помощью и поддержкой для себя и своей семьи. К психологу или врачу стоит обратиться, если симптомы (см. статью ) после стрессового события сохраняются больше месяца или мешают нормальной жизни семьи. Также можно обратиться к специалистам «профилактически», если событие угрожало жизни и здоровью (травма, ДТП, серьезное заболевание) или существенно поменяло основы привычной жизни ребёнка (смерть близкого, переезд в другой город/страну, развод и разъезд родителей).

Чем может помочь психолог : Психолог помогает ребёнку восстановить целостность самоощущения, опору на собственную активность и найти новые основы достаточного чувства безопасности. Детям постарше психолог помогает начать говорить о событии и осознавать свои чувства и реакции, маленьким детям, которые еще не могут словами описать свои переживания словами, условия для освобождения от переживаний, восстановления активности и целостности создает в игре, во время рисования, игры в песочнице. Также в ненавязчивой игре психолог обучает ребёнка навыкам саморегуляции, приёмам снижения тревоги и страхов.

Дети в семье – это «губки», которые впитывают в себя все, что видят и слышат. Именно эти факторы и влияют на развитие психики ребенка. Поведение малыша отражает то, что происходит у него дома между мамой и папой или другими родственниками. Конечно, это не единственный показатель, стоит учитывать также еще генетические предрасположенности. Большое влияние на психоэмоциональное состояние вашего чада оказывает и его окружение, а также электронные гаджеты, которые дети берут в руки уже с первого года своей жизни. В этой статье мы поговорим подробно на эту тему, чтобы выяснить, что же именно влияет на формирование психики ребенка, и что делать, чтобы ее укрепить, если это необходимо.

Детская психика – это важная составляющего общего здоровья ребенка. На нее все родители должны обращать должное внимание, чтобы воспитать личность с нормальным восприятием мира, характером и амбициями.

Как показывают результаты исследований психики ребенка, она начинает у него формироваться еще тогда, когда он развивается в утробе матери. На этот процесс влияет исключительно образ жизни будущей мамы, а также генетика. Малыш появляется на свет уже со своим характером и с первых дней начинает его проявлять. Сначала поведение ребенка обуславливается только его рефлексами, которые вырабатываются у него постепенно по мере роста:

  • В первые несколько дней у него есть только один рефлекс – сосательный. Характерными движениями губами он показывает маме, что голоден.
  • У него гораздо быстрее формируются чувственные рефлексы, чем двигательные. Сначала он начинает видеть, слышать, тактильно ощущать, а только потом учиться контролировать свои движения.
  • Когда период новорожденности заканчивается (это обычно происходит на 2 месяце жизни ребенка), он уже узнает, где его мама, папа. Проявляется активно рефлекс «оживления».
  • В период жизни ребенка до года на его психику сильнее всего влияют родители, которые должны правильно реагировать на его потребности. Малыш все повторяет за ними, подражает им. Ему очень важно внимание родственников на этом этапе жизни, чтобы он рос, полноценно развиваясь.
  • Ближе к году кроха уже пытается что-то говорить, потому что у него хорошо развиты связи между предметами, которые он чаще всего видит и держит в руках, и их названиями.

Особенности психики ребенка в 2-4 года

Когда крохе исполняется 2 года, то он уже не может восприниматься родителями просто, как ребенок. Это уже личность, которая активно заявляет о себе. Малыш требует, проявляет амбиции и характер. Все, что он видит вокруг. Воспринимается им близко к сердцу и откладывается в виде отпечатка на его психоэмоциональном развитии. Он во всем подражает своим родителям и познает мир посредством игры.

Именно в возрасте 2-4 лет у ребенка формируется социальная позиция. Если родители будут отталкивать от себя малыша, когда ему нужна помощь или внимание, то он просто станет замкнутым и не захочет общаться со сверстниками.

В этом возрасте начинает активно себя проявлять у детей «Кризис 3 лет», когда он хочет во всем проявлять самостоятельность. Именно так малыш доказывает, что он самостоятельный, взрослый. Родителям на это нужно правильно реагировать – не ругать, не наказывать, а проявлять исключительное спокойствие и поддержку. Даже если что-то ломается в процессе познания мира ребенка – это нормально. Если вы позволите ему все это, то он вырастет полноценным, раскрепощенным и любознательным человеком.

Особенности психики ребенка 5-7 лет

Ребенок, достигший дошкольного возраста – это человек с ярким темпераментом. Дети в возрасте 5 лет очень любознательны и активны. Им хочется общаться, именно поэтому они начинают задавать очень много вопросов, на которые им обязательно нужно давать ответы. В этом возрасте родителям нужно обеспечить своему ребенку нормальную среду для развития:

  1. Они должны позволять ему общаться со сверстниками столько, сколько хочется ребенку. Не надо его заставлять делать это, если он не хочет, но и ограничивать его нельзя. Крохе обязательно нужно научиться, как вести себя в детском коллективе. В этом ему помогает общение с одногодками в детском саду. Если вы хотите, чтобы малыш быстро адаптировался к школе, то его обязательно нужно отдать в детский садик.
  2. Кроме того, родители должны именно в этот период развития своего чада обратить внимание, к чему у него имеются склонности, какие у него таланты. Ребенку нужно ходить на разные развивающие занятия, чтобы расти эмоционально удовлетворенным человеком.

В дошкольном возрасте ребенку требуется повышенное внимание со стороны родителей. Если он будет испытывать дефицит общения с ними, то у него разовьется нездоровый дух соперничества. Он начнет привлекать к себе внимание любым способом. Вы должны всеми возможными способами проявлять по отношению к своему крохе любовь, если хотите, чтобы он вырос милосердным, добрым и отзывчивым человеком.

Что оказывает влияние на психику ребенка?

Исходя из всего вышесказанного, получается, что на психику ребенка влияет несколько основных факторов:

  1. Семья. Если в ней царит гармония, любовь и взаимопонимание, то никаких проблем со здоровьем у ребенка не будет. Он вырастет спокойным, уравновешенным и любознательным человеком. Но если дома постоянные скандалы, или родители разводятся, то все это травмируем психику малыша. Он начинает думать, что никому не нужен, что его жизнь ничего не значит. Особенно сильно это понимание отражается на его поведении, если у сверстников хорошие семьи, в которых мама и папа любят друг друга. Вы обязаны контролировать все, что произносите вслух. Психологи выделили несколько фраз, разрушительных для психики ребенка. Их вы должны вообще исключить из своей лексики:
  • «Даже не плачь, потому что это ни для кого значения не имеет» — услышав такое, ребенок испытает страшное разочарование.
  • «Плохо, что ты совсем не похож на своего брата! Вот он молодец» — эта фраза просто убьет в ребенке все человеческое, он будет ненавидеть и вас, и брата, с которым вы его сравниваете. Под эту же категорию детей попадают и те, чьи родители все время пытаются сравнить своих чад с соседскими детьми.
  • «Ты постоянно все делаешь неправильно!» — если вы хотите, чтобы у ребенка развился комплекс неполноценности, и никогда не возникало желания исправлять свои ошибки, то можете, безусловно, говорить ему такие обидные вещи. Но вы поставьте себя на место ребенка. Как бы вы отнеслись к подобного рода словам.

  • «Мне из-за тебя стыдно!» — казалось бы, безобидная фраза, которая должна заставить вашего малыша задуматься о своем поведении. Но на самом деле, когда малыш слышит в свой адрес такие слова, он думает, что мама его не любит, потому что не воспринимает таким, какой он есть.
  • «Ты итак толстый/глупый/некрасивый» — если даже ваш ребенок имеет какой-то изъян, вы не должны акцентировать на этом внимание. Наоборот, предпринимайте всевозможные меры, чтобы он думал, что для вас он самый красивый, умный и лучший. Если вы этого делать не будете, то неуверенность в себе по жизни будет сопровождать вашего ребенка, он станет несчастным человеком.
  • «Зачем я только тебя родила!» — в порыве гнева многие родители могут сказать такую ужасную фразу. Особенно часто такие слова звучат в неблагополучных семьях, в которых изначально были сомнения – рожать ребенка или нет. Если ваш малыш когда-либо услышит подобное, он может просто свести счеты с жизнью или вырасти злым, мстительным и плохим человеком.
  • «Ты мне надоел! Я сдам тебя в детский дом!» — ребенку вообще не будет понятно, как он мог надоесть собственной матери или отцу! Это ненормально, родительский труд предполагает, что на пути воспитания ребенка будут возникать множественные трудности, но это не позволяет ни маме, ни папе говорить обидные слова своему ребенку.
  1. Окружение. Если малыш постоянно пребывает в одиночестве, ему не позволяется общение с другими детками, он не видит ничего, кроме своих игрушек, бабушек и дедушек, то развиваться полноценно он не может. Он однозначно замкнется в себе и будет расти в какой-то мере аутсайдером, потому что никто не будет его воспринимать нормально.
  2. Интернет и электронные гаджеты. Чаще всего у детей нарушается психика, потому что они подолгу проводят время у экранов телевизора, с телефоном или планшетом в руках. Это очень удобно, конечно, для родителей, которые заняты работой – включить мультфильм ребенку и оставить его в своей комнате. Но ученые свидетельствуют от обратном. Они утверждают, что влияние компьютера на психику детей пагубное. Ему можно позволить всего несколько минут в день просидеть за игрой или за просмотром мультфильма. Даже если вам кажется, что то, что смотрит ваш ребенок, никак не повлияет на его мировоззрение, вы должны осознавать, что влияние мультфильмов на психику детей огромное. Они начинают подражать героям, на которых смотрят, повторять их поступки. А ведь современные мультипликационные передачи не всегда построены на основах морали и духовных ценностей.

Если вы заметили какие-либо расстройства психики ребенка, незамедлительно обращайтесь к детскому психологу, чтобы исправить ситуацию, пока не поздно. Если явных нарушений в поведении своего малыша вы не наблюдаете, это не значит, что повода для беспокойства нет. Периодически проводите несложный тест, который поможет вам понять, в каком состоянии находится психика вашего ребенка. Что нужно делать:

  1. Попросите своего ребенка нарисовать портрет семьи. Дайте ему карандаши, фломастеры и чистый лист. Потом проанализируйте, что у него получилось. Обращайте внимание на все детали – какого размера человечки, что вокруг них, какие цвета малыш использовал. Все это отображает, как он воспринимает свою семью и себя в ней. Если вы увидите, что он себя нарисовал очень маленьким, почти незаметным, при этом использовал темный цвет фломастера, а вокруг себя нарисовал странные значки, то срочно обращайтесь к специалистам. Если вы не можете расшифровать, что значит изображение, которое сотворило ваше чадо, тоже обратитесь к психологу. Он точно вам скажет, стоит ли вам переживать, или все с вашим крохой хорошо.
  2. Попросите своего малыша нарисовать на листе бумаге дом, дерево и человека. Обратите внимание на все детали каждого рисунка:
  • Дом – это отображение того, как ребенок воспринимает себя в этом мире. Если малыш нарисовал старый дом, это значит, что ему некомфортно жить. Если дом вдали, значит, малыш не знает, какое место в семье ему отводят родители. Если дом красивый, новый и расположен на переднем плане рисунка, это говорит о том, что ему все нравится, и он счастлив.
  • Дерево – отображение того, что тревожит ребенка. Если он нарисовал голое дерево без листьев с тонким стволом, который разукрасил в темный цвет или небрежно заштриховал, это говорит о том, что в душе у вашего малыша живет страшная тревога, которая не дает ему полноценно развиваться.
  • Человек – отображение того, как он относится к своей семье. Обратите внимание, красивый ли получился человечек, какие у него руки, ноги, волосы, выражение лица. Эти детали вам подскажут, любит ли ребенок своих родителей, или он испытывает уже по отношению к ним какой-то негатив.

Есть еще много разных методик, но их лучше проводить в кабинете профессионального психолога, который сразу же проведет анализ психоэмоционального состояния малыша и поможет вам найти ответы на многие интересующие вас вопросы.

Как укрепить нервную систему и психику ребенка?

Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:

  • Не решайте никаких проблем в присутствии ребенка – чего бы они не касались.
  • Не разговаривайте громко и не проявляйте агрессию ни к кому. Даже если ваша кошка или собака дома нагадили, не кричите, а ведите себя спокойно и уравновешенно.
  • Показывайте на личном примере своему малышу, каким должен быть у него режим дня и рацион. Ешьте все то же самое, что даете ему, спите с ним в одном режиме, гуляйте, занимайтесь, ведите активный образ жизни, но не в одиночку, а вместе со своим ребенком.
  • Давайте ему народные успокоительные отвары – это валериана, мята, пустырник. Не используйте седативных средств, потому что они, кроме привыкания, ничего хорошего вашему ребенку не принесут.

Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных. Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.

Видео: «Психика ребенка»

Испытывая чувство любви или симпатии к противоположному полу, душа каждого человека переполняется положительными эмоциями. Он ловит каждый жест предмета симпатии, внемлет каждому сказанному им слову. Но подчас возникают моменты недопонимания, которые могут разрушить это прекрасное чувство полета души. Причиной тому может стать банальная, иногда даже возникшая практически на «ровном месте», маленькая ссора, благодаря которой так легко в одночасье испортить все то, что строилось месяцами, годами и десятилетиями.

Как постараться не допустить появления «трещин» в отношениях любящих людей? И как вести себя уже после все же свершившейся ссоры? Поговорим немного об этом.

Помните: Самое главное, старайтесь не копить в душе обиду, лучше сразу по возникновении каких-либо даже мелких претензий друг к другу обговорить их в мягкой форме. И, прежде чем изречь обидное слово упрека или оскорбить своего «оппонента» в споре, постарайтесь глубоко вдохнуть и сосчитать до 10. Это упражнение хорошо помогает успокоиться и прийти в себя. Помните, что в пылу споров и высказывания друг другу обид неосмотрительно брошенное слово может стать тем самым большим камнем (а то и булыжником), который в последствии уже никакими даже самыми нежными и душевными словами и мольбами будет невозможно «сдвинуть с места». Любящей паре следует научиться контролировать эмоции, чтобы сохранить теплые отношения. Перефразируя легендарную фразу из произведения Островского о жизни, можно сказать следующее: отношения строить нужно так, чтобы не было потом горько и обидно за оброненное необдуманно слово, способное разрушить эти отношения.

Восстановить же доверительные и трепетные отношения можно лишь обдуманным и тактичным поведением даже уже после свершившейся ссоры. Что же делать? Как себя вести, чтобы восстановить отношения после ссоры?

Если снова почувствуете внутри себя злость или агрессию, и захотите вспылить, то все усугубите. Должно пройти время, пока уляжется прежние состояние обиды или раздражения. И лучше, если будете максимально сдержанными, ведь сложно измениться так быстро, переосмыслить. Лучше обдумывается в одиночестве, осмыслить и расставить все как есть, без эмоций.


Не спешите пытаться восстанавливать испорченные отношения немедля после ссоры. Обеим сторонам необходимо некоторое время для обдумывания ситуации, чтобы понять и осмыслить свои ошибки, немного успокоиться. Старайтесь при совместном проведении времени беседовать на отвлеченные темы, но только не торопитесь обсуждать возникший конфликт. Помните, любую конфликтную ситуацию всегда можно «разрулить» посредством примирения, не оставляя при этом глубоких ран в душе. Главное, захотеть и выработать правильную линию поведения. Ведь невозможно достигнуть взаимопонимания и полной гармонии в отношениях, пуская все на самотек в ожидании когда ситуация сама каким-то чудесным образом разрешится.

Используйте время, чтобы оправиться от ссоры.
Разберитесь с тем, где пошло не так.

Не унижайтесь

Даже если вы чувствуете себя плохо и хотите вернуть отношения, не умоляйте чтобы все стало как раньше. Ничего не происходит само собой, нужно понять причину и следствие.


Надо: Попробовать поставить себя на место вашего партнера, дабы суметь почувствовать, что чувствует он. Именно способность ощутить себя на месте другого позволит увидеть свое поведение со стороны и осознать совершенные ошибки.

Лучше: быть уверенным, чем ходить в подавленном состоянии или самим собой . Просто не уверенность после расхождения отношений может усугубить только, если хотите возобновить отношения, добивайтесь этого в уверенном и душевном тоне. Так вы сможете передать свой настрой партнеру.

Немного успокоившись и обдумав происшедшее, постарайтесь в мягкой форме обсудить, что кого не устраивает, а что желательно изменить и улучшить в ваших отношениях. Постарайтесь прислушаться друг к другу и прийти к общему консенсусу. Не стремитесь настаивать лишь на своей точке зрения – это верный путь к расставанию. Если вы не способны себя поставить на место партнера, то хотя бы выслушайте и постарайтесь понять его позицию. Проявите мудрость вместо того, что занимать оборонительную или обвинительную позицию. Помните, что гнев и злоба не лучшие помощники в любых делах, особенно в личных отношениях. Добиться прежних доверительных и гармоничных отношений можно только, выявив причины конфликта совместными усилиями и отыскав мудрый способ разрешения его. После же объяснений и нахождения компромисса можно уже совместно начать строить новые планы на дальнейшую жизнь. Усвойте, что только моменты примирения, достигнутые общими усилиями, помогут окончательно понять, насколько велика любовь, связывающая два любящих сердца. И только внимательное друг к другу отношение поможет добиться полного взаимопонимания и гармонии.

Если же ссора для вашего партнера оказалась слишком тяжелой, и он не способен вас выслушать, изложите свои извинения вместе со словами любви посредством листа бумаги и ручки. Так ему легче будет воспринять ваши слова.

Не забывайте говорить слова любви любимым, дарить подарки и делать сюрпризы – все это поможет утвердиться обеим сторонам в правильном выборе жизненного партнера.

Внемлите этим рекомендациям, и быть может они помогут вам в разрешении ваших проблем с близкими людьми. Не совершайте опрометчивых ошибок, о которых в последствии придется горько сожалеть. Не каждую ошибку можно исправить.

Если девушка хочет вернуть парня

Станьте ему другом. Парни больше ценят в девушке дружеские отношения. Дружба близка к любви. Не в коем случаи не пытайтесь вызвать чувство ревности это только отдалит парня от вас, более того он может решить что он вам абсолютно безразличен, и что вы сами не видите в нем спутника жизни. Не пытайтесь использовать и другие манипуляции, это сильно оттолкнет вас от него. Лучше общаться не принужденно, искренне, и конечно же говорить правду!


Дорожите тем, что имеете, цените того, кто с вами рядом, кто любит и боготворит вас!