Развитие и формирование внимания в дошкольном возрасте. Методы и приёмы развития произвольного внимания детей дошкольного возраста Технология развития внимания у дошкольников

Процесс внимания в дошкольном возрасте можно сравнить с фонариком. На что направляется внимание, то и становится объектом познания. Ограниченность свойств данного процесса в первые годы жизни является положительным условием, так как малышу не приходится выбирать и теряться в выборе, на чем сосредоточиться. Но каждая возрастная ступенька предоставляет новые возможности, и развитие внимания у дошкольников позволяет им включиться в активное изучение окружающего мира.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Перешагнув планку, отделяющую дошкольный возраст от раннего, дети вступают в стадию интенсивного развития всех . Особенности внимания у дошкольников в сравнении с предыдущим этапом проявляются в том, что в поле зрения и слуха теперь попадает гораздо больше различных объектов.

Теперь предметам необязательно быть яркими и броскими, а звукам громкими и звонкими, чтобы завладеть вниманием дошкольника. Трехлетнему ребенку интересно практически все, что его окружает. Начинается возраст «почемучки», когда хочется узнать обо всем, что это и как оно функционирует.

В 4-5 лет у детей устанавливается прочное сотрудничество внимания с воображением, что позволяет малышам слушать сказку и в это же время представлять главных героев. Объектом внимания становится и сама , ее звучание, новые понятия.

Все больше дошкольники направляют внимание на отношения людей, как сверстников, так и взрослых. Они начинают замечать особенности общения, поведение окружающих, их словесное обращение и поступки.

Возрастные характеристики внимания

Внимание имеет свойства или характеристики, которые на каждом возрастном этапе усиливаются. Главные из них касаются количества и удержания воспринимаемой информации:

  • объем
  • распределение
  • переключение
  • устойчивость

В дошкольном возрасте все перечисленные свойства качественно усовершенствуются. Важным фактом является то, что за считанные детские годы объем внимания ребенка должен приблизиться к соответствующему показателю взрослого человека – 5-7 объектов. Учитывая, насколько мал объем внимания малыша до трех лет (одновременно охватывается вниманием только 1-2 объекта), предстоит значительный рывок.

Под распределением внимания подразумевается свойство, позволяющее воспринимать в один и тот же момент несколько объектов примерно с одинаковым вниманием. Например, когда ребенок слушает рассказ и рассматривает иллюстрацию к нему, бессмысленно делать замечание, чтобы он не болтал ногами. Младший дошкольник не может контролировать одновременно столько объектов. Но старшим детям учесть и выполнить такое требование вполне посильно, так как они способны распределить внимание между разноплановыми объектами.

Переключение внимания обеспечивает переход от одного предмета или явления к другому. Казалось бы, что данное свойство применять ребенку легко, поскольку нужно просто переместить внимание на иной объект. Однако дошкольник переключается легко в том случае, если исчерпал интерес к первичному объекту, а второй его необычайно привлек. Чем больше взрослеет ребенок, тем чаще ему приходится переключать внимание по требованию взрослого, а это не всегда удается. Малыш уже может смотреть на книжку, которую ему показывает мама, а мысли его все еще кружатся вокруг того робота, с которым он играл минуту тому назад.

Устойчивость – это способность внимания удерживаться на одних и тех же объектах.

Данное свойство в дошкольном возрасте также тесно связано с интересом ребенка. Поэтому детям удается удерживать активное внимание в игре и в привлекательной для них творческой деятельности, но непросто подключить устойчивость внимания там, где велят взрослые.

Устойчивость и переключение внимания в большой степени зависят от развития волевой сферы дошкольника. Эти свойства необходимо тренировать, начиная с 6 лет, так как в этом возрасте ребенок способен волевым усилием направить свое внимание на указанный объект и сосредоточиться, несмотря на отвлекающие факторы.

Виды внимания

Выделяют два природно обусловленных вида внимания – непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное. В последнее время психологи-практики используют понятие послепроизвольное внимание, под которым подразумевают способность сосредотачиваться на выполнении заданий для достижения цели.

Непроизвольное внимание

В дошкольном возрасте внимание детей чаще задействуется стихийно, непреднамеренно. Поскольку в этих случаях психический процесс работает без участия воли, данный вид внимания называют непроизвольным.

Непроизвольное внимание может быть мимолетным, но также может отличиться устойчивостью. Например, ребенок с интересом рассматривает бабочку, севшую на цветок, но, как только она сложила крылышки, переключается непосредственно на цветы. В другом случае, малыш обратил внимание на часы с кукушкой, внимательно прослушал сигнал и посмотрел сопровождающее его действо, а затем последовала череда вопросов о кукушке, о часах, о возможности повторить сигнал и пр.

Непроизвольное внимание остается преобладающим видом в дошкольном детстве. Им можно в определенной степени управлять, подключая детский интерес. Побуждая посмотреть или прислушаться к звукам, взрослый задает направление, но активизируется ли внимание у детей, во многом зависит от объекта. Успешно срабатывают объекты, удивляющие ребенка своей привлекательностью, необычностью, желанностью.

Произвольное внимание

Развитие произвольного внимания дошкольников связано с проявлением волевого усилия посмотреть, прислушаться, умения сконцентрироваться. Без данного вида внимания невозможно обучение в школе. Поэтому развитие внимания дошкольников, прежде всего, заключается в формировании функции произвольности.

Особенности внимания таковы, что произвольность не возникает сама по себе. Дошкольник учится управлять вниманием под руководством взрослого. Для этого существуют прямые стимулы, выраженные словами «Посмотри внимательно!», «Прислушайся», «Будь внимательным!», «Внимание!».

Такие призывы успешно срабатывают уже в среднем дошкольном возрасте. Старших детей важно учить выполнять задания по инструкции.

Активное внимание формируется у ребенка, когда он включается в игры с правилами. Для того чтобы оставаться участником, ему необходимо все время направлять внимание на соблюдение правил (называть только съедобное, построить башню из кубиков только двух цветов).

Произвольность внимания ребенка возрастает с развитием . Старший дошкольник способен не только выполнять инструкции различной сложности, полученные от взрослых, но может сам формулировать планы-инструкции, договариваясь с родителями: «Я сейчас дорисую, а потом мы почитаем вместе сказку о гномах?»

Послепроизвольное внимание

Если ребенок длительное время сосредоточен на определенной деятельности, говорят о послепроизвольном внимании. Хотя данный процесс, скорее, является комплексным и включает устойчивый интерес, а в старшем дошкольном возрасте и проявление некоторых личностных качеств, таких как ответственность, целеустремленность.

Основные принципы развития внимания у дошкольников

Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте учитывают слабую сформированность свойств данного процесса – малый объем внимания, сложность переключения, непродолжительную устойчивость. Все усилия взрослых, направленные на развитие внимание дошкольника, важно применять, учитывая основные принципы.

Привлекательность задания. Тренировать произвольность внимания следует в таких играх и упражнениях, которые потенциально привлекательны для дошкольника. Если родители настаивают, «чтобы через 5 минут все игрушки были собраны», такой приказ к развитию внимания отношения не имеет.

Постепенное усложнение задач. Чтобы ребенок учился распределять внимание, в игровой деятельности предлагайте учитывать несколько правил: «Начинай строить башню из самых больших красных деталей, потом добавляй меньшие желтого цвета…», «Нарисуй пять цветочков, чтобы все они были разного цвета…», «Рассади всех своих кукол по росту».

Переключаться с одного вида деятельности на другой дошкольнику легче, когда его подготовят к этому: «Мы посмотрим еще две картинки, а потом ты нарисуешь то, что тебе больше понравилось». Со старшими дошкольниками эффективно вводить игровой элемент: «Сейчас ты собираешь паззлы, а когда я сосчитаю до трех, ты должен взять лист и рисовать то, что я назову».

Сложность данных тренировок заключается в том, что дошкольнику, переходя к другим действиям, требуется время на то, чтобы сконцентрировать свое внимание.

Учет индивидуальных особенностей. Проявление свойств внимания дошкольника зависит от природных индивидуальных особенностей. Дети с таким «быстрым» , как холерик и сангвиник, гораздо быстрее переключат внимание на новые виды деятельности. Флегматики и меланхолики затрудняются в переключении, однако демонстрируют более устойчивое внимание.

В данной статье представлена общая характеристика внимания у детей дошкольного возраста. Поскольку этот психический процесс поддается целенаправленному развитию, полезно применять , оказывающие действенное влияние на формирование произвольного внимания.

Психическое и физическое формирование ребёнка – это два взаимосвязанных понятия. Психическое здоровье характеризуется когнитивными функциями. Дети – это очень благодарные люди, и развитие внимания у детей дошкольного возраста при регулярных занятиях даёт очень хорошие результаты.

Внимание – это не изолированная психическая функция. Работа с ребёнком наряду с тренировкой внимательности подразумевает подключение памяти, воли и остальных психических процессов в совокупности. Развивать эти функции целесообразно параллельно. Например, невозможно воспринять и воспроизвести информацию, если страдает память. А запоминать информацию человек не может, если он невнимателен. В свою очередь, внимание невозможно без адекватных мыслительных процессов.

Внимание необходимо человеку, чтобы суметь вовремя отреагировать на изменяющиеся обстоятельства внешней среды. В процессе эволюции этот феномен развивался и оттачивался. Составляющие компоненты процесса – настороженность, бдительность, готовность действовать по первому сигналу — постоянно совершенствовались и оттачивались у наших предков.

Для того чтобы внимание развивалось, оно постоянно должно подкрепляться ответными реакциями и действиями. Мышцы, которые реализуют ответную реакцию, следует постоянно тренировать.

Вся познавательная деятельность ребёнка, направленная на объект исследования, складывается из следующих факторов:

  • избирательное восприятие объекта;
  • осмысление;
  • проговаривание вслух или про себя;
  • воображение;
  • переключение с одного объекта на другой.

Для того чтобы тренировать внимание у ребёнка, надо, чтобы объект изучения был привлекательным для него, и возникало желание что-то с ним сделать.

Виды внимания

Существует деление на следующие виды внимания:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное;
  • чувственное;
  • интеллектуальное;
  • природное;
  • социально обусловленное.

Все эти виды взаимосвязаны, один перетекает в другой при определённых обстоятельствах. Для формирования произвольного внимания необходимо к тренировке подключать работу с волей, мышлением, речью.

Функции, свойства внимания

Внимание выполняет следующие задачи:

  • активизация или торможение физиологических, психологических функций в зависимости от конкретной потребности;
  • восприятие, дифференцировка пришедшей извне информации;
  • замещение исходных данных благодаря ассоциативному мышлению;
  • обнаружение раздражителя, оценка его опасности для организма.

Свойства внимания:

  • Концентрация – способность сосредоточиться на конкретном объекте.
  • Распределение на несколько объектов без ущерба для восприятия.
  • Интенсивность – чем больше интерес к какому-либо виду деятельности, тем выше интенсивность внимания.
  • Устойчивость — возможность сохранять внимательность длительное время, заниматься изучением какого-либо вопроса длительное время.

Объем информации, которую ребёнок может контролировать в своём окружении, демонстрирует, сколько раздражителей он удерживает в фокусе внимания. В норме — не более трёх объектов в 4-5 лет. Этот объём находится в прямой зависимости от кратковременной памяти, мышления, способности сосредоточиваться.

  • Способность переключения.
  • Возможность противостоять отвлекающим моментам.

Быть полноценным объектом могут только тот предмет или действие, которое интересно ребёнку в конкретное время или обеспечивает какие-то потребности организма.

Способы оценки внимания

Для оценки функций существуют специальные индивидуальные и групповые тесты, методики. К самым распространённым относятся:

  1. Методика поиска начала и конца линий на рисунке.
  2. Для оценки распределения, переключения, устойчивости, утомляемости используется методика, при которой детям даётся задание отметить определённым образом разные фигуры, например, треугольник – точкой, квадрат – галочкой и т. д. Время на выполнение диагностики — 2 минуты.
  3. Параллельно оценивается краткосрочная память. Для этого ребёнку дают разноцветные картинки, просят поискать предметы и разложить эти изображения в заданной последовательности. А потом спрашивают, на каком месте та или иная вещь лежала первоначально.

Очень большое значение при проведении диагностических процедур имеет желание ребёнка участвовать в них.

Нарушения внимание

В зависимости от того, какая форма невнимательности преобладает, говорят о следующих видах нарушения внимания:

  1. Снижение устойчивости, концентрации — затрудняет познавательную деятельность и ведёт к нарушению мыслительных процессов, к сложностям с обучением.
  2. Уменьшение объёма – количественный показатель, который позволяет сконцентрироваться на нескольких отличительных свойствах предмета одновременно, ориентироваться на улице.
  3. Значимым нарушением является неспособность воспринимать информацию на слух, следовать словесным инструкциям. Данное расстройство говорит о том, что человек не воспринимает речь как носитель информации.
  4. Полное отсутствие внимания.

Пограничные состояния, протекающие с нарушением внимания:

  • переутомление;
  • стрессы;
  • весенние гиповитаминозы;
  • социальная запущенность;
  • скандалы в семье;
  • астения после болезней;
  • нерегулярное пребывание на свежем воздухе, неполноценное питание.

Патологические состояния, характеризующиеся сниженным вниманием:

  1. При маниакальных состояниях наблюдается ускорение ассоциативных процессов, пациенты не отслеживают события, которые могут происходить вокруг из-за того, что не успевают на них сосредоточиться: наблюдается порхающее сознание.
  2. При эпилепсии наблюдается инертность мышления, пациенты вязнут в неважных деталях и не могут охватить все необходимые детали объекта. Основной отличительный признак эпилептического типа – витиеватые фразы, вязкость мышления, ненужные усложнения.
  3. Последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекции проявляются взаимосвязанными нарушениями внимания, снижением интеллекта и другими функциями.
  4. Умственная отсталость характеризуется сложностью переключения с одного задания на другое. При постановке новой задачи дети соскальзывают на старое, уже знакомое решение, не могут следовать полученным инструкциям, синтезировать информацию, сделать выводы. Наблюдается сужение круга интересов. У этих пациентов невозможно развить произвольный вид внимания.
  5. Одним из первых симптомов шизофрении является нарушение активного внимания, что ведёт к нарушению познавательной деятельности, выхватыванию второстепенных деталей из происходящих вокруг событий. Сфокусироваться на обозначенном объекте ребёнок не может. Он моментально переключается и теряет интерес к происходящему.

Вышеперечисленные патологические состояния должен диагностировать врач специалист. Когда имеется нарушение, стоит обратиться на консультацию, провести диагностический поиск и следовать полученным инструкциям. Зачастую при данном виде расстройства бывает достаточно регулярно заниматься, следуя определённым этапам, последовательным упражнениям в развитии внимания у детей.

Методики тренировки внимания

Для тренировки внимательности в детском и взрослом периодах жизни существуют свои подходы, закономерности. Настоятельно рекомендуется создать условия для комфортного обучения, предварительного объяснения предстоящих занятий, позитивной эмоциональной окраски, доверительного общения.

Этапы развития внимания у детей:

  1. На протяжении первого года жизни у детей существует только непроизвольная внимательность.
  2. К началу второго года жизни постепенно совершенствуется исследовательская деятельность – это зачатки целенаправленного внимания.
  3. Со второго по третий годы дети могут выполнять словесные инструкции, целеустремлённо ищут взглядом названный предмет.
  4. В 4-5 лет ребёнок способен выполнять запутанные инструкции. Он постепенно развивает целенаправленную фиксацию, может стойко удерживать внимание не только на предмете, но и анализировать его свойства и взаимосвязь с факторами окружающей среды.
  5. В пяти – шестилетнем возрасте совершенствуется произвольная функция по собственному желанию и под контролем самоинструкций. Это хорошо видно в играх.
  6. В семилетнем возрасте волевое внимание уже сформировано. Его объём, устойчивость будут совершенствоваться всю оставшуюся жизнь.

Хороший эффект дают развивающие игры, которых великое множество. Отличительно чертой этих манипуляций служит то, что дети легко обучаются тому, что окрашено позитивными эмоциями, подразумевает чередование умственной и физической активности.

Методики занятий

Начиная с 4-5 лет, наступает фаза мнимого психологического благополучия, или затишья. Теперь ребёнок становится послушным и покладистым, с удовольствием учится, у него повышается энтузиазм к изучению окружающего мира.

При развитии внимания у детей 4-5 лет надо основываться на стремлении ребёнка в этот период времени к самостоятельности.

Надо позволить ему сделать некоторые вещи самому и стремиться, чтобы он доводил до конца начатое занятие. Сейчас пришла пора дать возможность заявить о своих желаниях, высказать свои мысли. Попытка устанавливать удобные для него правила научит ребёнка правильно реагировать, понимать, сопереживать людям.

Помогая создавать детям свой мир из фантазий на бумаге или из конструктора, необходимо стремиться, чтобы они объясняли словами свои цели и задачи, рассказывали о героях из своего мира. Таким образом происходит формирование и развитие внимания, речи у детей 4-5 лет. Человек становится главным героем, основным действующим лицом и добивается недостающего ему внимания.

В этом возрасте появляется стремление дружить, заводить новые знакомства, общаться в коллективе с себе подобными. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнку надо давать возможность принимать участие в сюжетно-ролевых играх, например, в больничку, магазин, войну или разыгрывать эпизоды любимых сказок. Возможность спланировать последовательные действия, распределять роли в игре, научиться общаться, концентрировать внимание прекрасно тренируются в данной ситуации.

Все недостатки воспитания и дефекты общения, которые были у ребёнка в это время, трансформируются в плохие привычки, отрицательные черточки в поведении.

Математические игры должны учитывать, что дети в этом возрасте способны к следующим действиям:

  • отличить овал, квадрат, прямоугольник и т. д.;
  • расставить первые десять цифр в нужной последовательности;
  • сравнить — меньше, больше, отличать количество предметов.

Логические задания включают обычно следующие техники:

  • определить различия двух картинок;
  • построить конструктор из образца;
  • сложить пазлы из 4-5 частей;
  • 7-10 минут заниматься интересным для него делом, не отвлекая своё внимание;
  • обобщать предметы по сходным признакам, подбирать противоположные по смыслу слова, запоминать словосочетания;
  • знать названия профессий, стран;
  • пересказывать любимые сказки;
  • охарактеризовать различные фрукты, ягоды, овощи;
  • назвать насекомых, рассказать про них;
  • увидеть неправильно нарисованные фигуры.

Родители, педагоги должны понимать, что ребёнок может продолжительное время заниматься интересным для него делом. Поэтому об окончании игры человека надо предупреждать заранее. Важно интересоваться мнением детей, отвечать на вопросы «почему» и предоставить возможность самим подобрать ответы.

Старшие дошкольники

В этот период времени, развивая внимание у детей старшего дошкольного возраста, надо учитывать, что ребёнок уже полностью владеет языком, правильно произносит слова, строит предложения.

Ему подвластны мелкие и крупные движения, обобщающие слова, интонация, восприятие произведений искусства, музыки. Дети в этом возрасте любят следующее времяпрепровождение:

  • рисовать;
  • лепить из глины, пластилина;
  • вырезать;
  • клеить;
  • делать поделки, аппликации;
  • помогать дома.

Особенности развития младших школьников

При анализе развития внимания у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что в 7-8 лет наступает переломный момент в жизни. Это время переоценки ценностей: на смену старым мотивам приходят новые мысли и стремления. Важно основывать тренировки внимания на том, что игра постепенно прекращает быть основным занятием ребенка. Развитие личности зависит от результатов его учебы, признания среди сверстников.

Наступил момент, когда ребёнок думает, прежде чем что-то сделать, скрывает свои эмоции и переживания, наступает утрата детской непосредственности. При развитии внимания задействуют формирующееся чувство ответственности у детей младшего школьного возраста. Всё, что происходит вокруг, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Функции высшей нервной деятельности в этом возрасте становятся произвольными и осмысленными.

Но внешние раздражители еще являются сильным отвлекающим фактором, поэтому целесообразно выполнять следующие тренировочные упражнения:

  1. Запрещенная буква или слово: заранее проговариваются правила, что нельзя произносить какую-либо букву или слово в ответ на любой вопрос.
  2. Города и страны, когда называют столицы стран или продолжают названия городов, услышав последнюю букву предыдущего слова.
  3. Тренировка памяти и внимания – на столе раскладывают в определённой последовательности предметы 10-15 штук и дают возможность ребёнку запомнить, где что лежит. После этого можно поменять местами не более 3 предметов. Дети с удовольствием находят изменения в расположении предметов.
  4. Игра с линиями, у которых надо проследить начало и конец без использования карандаша. Для усиления интереса на одном конце линии изображается животное, а на другом его — домик. Дети сосредоточенно ищут зверушке дорогу к дому.
  5. Для развития устойчивости перечисляются неодушевлённые предметы и периодически среди них — животное или цветок. В этот момент ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Это весёлая игра для нескольких деток.
  6. Найти отличие на картинках – одна из самых любимых игр у детей. Периодически изображения придётся усложнять, что повысит эффективность обучения.
  7. Задание дорисовать или раскрасить вторую половинку картинки великолепно тренирует усидчивость, внимательность, мелкую моторику кисти.

Существует большое количество упражнений. Необходимо помнить, что надо чередовать задания, чтобы процесс обучения всегда был интересным: поощрять стремление к обучению, учить последовательным целенаправленным действиям, стремиться доводить начатую работу до логического конца и всегда после себя убирать рабочее место или игровую зону.

Тренировка мышц всего организма, подвижные игры, утренняя гимнастика также являются неотъемлемой частью занятий на внимательность. Подвижные «вышибалы» с мячиком дают возможность веселиться, двигаться, концентрироваться на нескольких внешних раздражителях.

Заключение

Формирование внимания заключается в регулярной, повседневной, целенаправленной деятельности. Занятия должны проходить в комфортных условиях. Постепенно создаются тренировочные ситуации с попыткой отвлечь внимание ребёнка и приучить его не реагировать на внешние раздражители. Демонстрация важности выполняемых действий, значимости труда ребёнка позволит воспитать дисциплинированность, серьёзное отношение к занятиям, сформировать поведенческие навыки, улучшить память и внимание.

Необходимо помнить, что на фоне перенесенных инфекций, интоксикаций после инфекционных заболеваний наблюдается снижение всех функций нервной системы. Те же явления развиваются при авитаминозах. Для поддержания функций нервной системы необходимо, чтобы в питании был достаточный набор витаминов и микроэлементов. Особое значение имеют витамины группы В, аскорбиновая кислота, селен, магний.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста

"Развитие внимания у дошкольников"

Игра « Какой игрушки не хватает?»

цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Что слышно?»

цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.

возраст: с 3 лет.

1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

Игра «Найди такой же».

возраст: с 3 лет

Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Игра «Что изменилось?».

возраст: с 3 лет.

Игра «Что изменилось?».

возраст: с 3 лет.

Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра « Цифры»

цель: развитие слуховой памяти, объема внимания.

возраст: с 4 лет.

Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке:

2, 3, 5, 7, 3, 5, 7

Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.

Игра «Тут что-то не так»

цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления.

возраст: с 4 лет

Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».

Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.

Игра « Гимнастика внимания»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: 4- 6 лет

раз, два, три, четыре, пять

начинаем мы играть

вы ребята не зевайте

слушайте, что вам скажу

и при этом покажу.

Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.

Игра « Самый внимательный»

цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.

возраст: с 4 лет

Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Игра «Кто позвал?»

возраст: с 4 лет

Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

Игра «Летает – не летает»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

Игра «Испорченный телефон»

цель: развитие внимания, слухового восприятия.

возраст: с 4 лет

1 вариант.

Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше

Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий.

2 вариант.

Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.

Игра «Зеваки»

цель: развитие активного внимания.

возраст: с 4 лет

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший, неправильно задание, выходит из игры.

Игра «Что нового?»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра « Ищи безостановочно».

Возраст: с 4 лет.

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.

Игра «Гляди, сколько нужно».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 4 лет

Участвующих в игре ввести в комнату и дать возможность осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, какие 20 различных предметов они в ней видели, какую посуду, одежду и пр.

Упражнение «Счастливые хрюши».

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Возраст: с 4лет

Задание 1: посмотри на рисунки. Назови как можно быстрее, что отличает одного хрюшу от другого.

Необходимо фиксировать время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (повторы, неправильно названные и пропущенные отличия.)

Игра « Ухо – нос».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам

Возраст: с 4лет.

По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.

Игра « Разные животные».

Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции

Возраст: с 4 лет.

Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую)

Два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу)

Три хлопка – поза коровы (встань на четвереньки и произнести «му-му»).

Игра «Карлики и великаны».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст:

Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.

Упражнения

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности

Возраст: с 5лет.

  1. закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь
  2. закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
  3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.

Игра «Тропинка».

Цель: развитие внимания, умения подчиняться правилам.

Возраст: с 4 лет

Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит куда ступил предыдущий и старается точно следовать по пятам этого учебника. Двигаться надо медленно и тихо. Это упражнение хорошо использовать в конце занятий или при выходе на прогулку.

Игра « Игра с флажками»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора

Возраст: с 4 лет.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся считается проигравшим.

Игра «Добавь слово».

Цель: развитее внимания и памяти

Возраст: 4- 6 лет

Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.

Игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет.

Лучше если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. При чем названия не должны повторяться. Если ответ правильный ведущий продолжает игру.

Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа), то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ведущему. Игра продолжается до тех пор пока не останется один игрок.

Игра «Запрещенные движения».

Возраст: с 4 лет.

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного. Как только рук ведущего опускаются вниз – все должны поднять руки вверх т.е. сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Стаканчик».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Возраст: с 4 лет.

Ребята сидят в кругу. Педагог передает тарелку, в которой лежит стакан. Тарелку со стаканом нужно передать по круг так, чтобы никто не услышал ни стука, ни звона стакана. В конце упражнения подводится итог, кто тише всех передал. Возможны разные варианты перестановок.

Возраст: с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово .

Игра «Будь внимателен к словам»

Цель: развитие устойчивости внимания

Возраст: с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

Игра «Слово заблудилось»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 5 лет

взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша . Где большая крошка наша.

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост .

Испеки мне утюжок ! – просит бабушку крючок .

Игра «Художник».

Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.

Возраст: с 5 лет.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

Цель: развитие внимания

Возраст: с 5 лет

Ребята сидят в кругу. Ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий, сложит ладони в кулак - дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Воробушки и великаны».

Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Возраст: с 5лет

Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.

Игра «Детектив»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Возраст: с 5 лет.

Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.

Игра «Найди ошибки».

Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

Возраст: с 5 лет.

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. содержание картинка и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.

Игра «Найди игрушку».

Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

Игра- упражнение «Сравни предметы».

Цель: развитие концентрации внимания.

Возраст: с 5 лет

Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

Игра « Платочек»

Цель: развитие внимание, быстроты реакции

Возраст: с 5 лет

Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, от должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.

Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить».

Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.

Игра «Броуновское движение».

Цель: развитие внимания и самоконтроля

Возраст: с 5 лет.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисный мячики. Детям сообщатся правила: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой и ногой. Если участники успешно выполняют

Игра «Менялки».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5 лет.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящим должны занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.

Вариант «Менялки игрушек».

Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Колпак мой треугольный».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5лет

Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы.

«Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак

А если не треугольный

То это не мой колпак.

По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестами

(например: 2 хлопка ладошкой по своей голове)

В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.

Упражнение на развитие объема внимания и наблюдательности.

Возраст: 6-7 лет

Вариант 1. задание 1

Постарайтесь, как можно быстрее назвать, сколько автомобилей изображено.

Сколько колес на этом рисунке.

Вариант 2. задание 1.

Посмотрите на этот рисунок и постарайтесь определить, что на

нем изображено. Картинка показывается на короткое время (не более 30 секунд)

задание 2. сколько летающих тарелок на рисунке.

Игра «Пишущая машинка ».

Цель: развитие внимания

Возраст: с 6лет

Каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух трех слов. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.


Во все времена развитие внимания у детей дошкольного возраста было очень важным для последующего успешного обучения. В современном обществе, где малыш с младенчества окружен многочисленными электронными устройствами, привить ему способность концентрироваться на выполнении конкретной задачи становится все сложнее. Все большее значение приобретают упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников.

Произвольное и непроизвольное

Что такое внимание? Это умение сконцентрироваться, контролировать нашу психику. Психологи выделяют следующие его виды:

  • сенсорно-перцептивное, реализуемое посредством органов чувств (зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое);
  • интеллектуальное, характеризуемое умением мыслить;
  • двигательное;
  • индивидуальное или коллективное.

По степени умения человека контролировать свой организм наука определяет 3 типа:

  1. Непроизвольное — присуще каждому индивидууму и является генетической реакцией на раздражающий фактор, например, громкий звук, вспышку света.
  2. Произвольное — носит характер сознательного проявления, зависящего от желания личности и требующего осознанных действий.
  3. Постпроизвольное — базируется на произвольном внимании и определяется, как результат сосредоточения на некоем действии или предмете в силу возникновения к нему осознанного интереса.

Различают также внешнее внимание, с которым связано изучение личностью окружающей среды, и внутреннее, которое неразрывно связано с процессом человеческого самопознания.

Отличие внимания ребенка и взрослого

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте неразрывно связаны с формирующейся психикой. С одной стороны малыш активно изучает окружающий мир, с другой — не слишком охотно соглашается остановиться на чем-то конкретном на продолжительное время.
Он избирательно реагирует на события, вызывающие интерес. Растущий организм придерживается ориентировочного рефлекса.
В поведении ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Малыш легко переключается с одного действия или предмета на другой. Им движет главный мотив «хочу».

Формирование осознанного внимания ребенка происходит постепенно. Не стоит полагать, что научить его сосредоточению на некоей задаче — это дело только детского сада или школы.

Проявление произвольного внимания всегда связано с борьбой между «хочу» и «надо». Чтобы «надо» стало осознанным, а не навязанным, важно помочь ребенку в игровой форме научиться осознанно концентрироваться в общении с родителями в процессе занимательных игр, чтения, прогулок. Далее, вовлекаясь в коллективные мероприятия, ребенок закрепляет навык концентрации.

Обязательна ли диагностика?

Становясь старше, ребенок постепенно учится удерживать внимание на все большем количестве предметов. Игры у дошкольников постепенно формируют усидчивость, сосредоточенность. Но не всегда родители и педагоги могут своевременно выявить проблемы, связанные с формированием внимательности. Зачастую нежелание заниматься или отсутствие интереса к играм, не связанным с активным движением, взрослые списывают на особенности характера.
Определить проблему поможет диагностика развития внимания у дошкольников. Для ее проведения широко используется картотека игр и тренинг, позволяющие проверить такие параметры как:

  • наблюдательность;
  • развитие слухового внимания;
  • умение переключиться с одного занятия на другое.

Каждое задание выполняется на время. В раннем возрасте диагностика внимания проводится при помощи карточек, кубиков или игрушек. Задания могут быть, например, такими:

  • выбери карточки, на которых изображены домашние животные;
  • собери в корзинку то, что растет в огороде;
  • посмотри на картинку, закрой глаза, ответь, какого цвета была машинка;
  • раскрась синим цветом все круглые предметы, а зеленым — все треугольные.

Развитие через наблюдение

Особенности внимания детей дошкольного возраста связаны со спецификой раздражителя и длительностью его воздействия. В возрасте 4 лет малыш легко и надолго отвлекается на игровые моменты, сопровождаемые громкими звуками. Вернуть его внимание всегда сложно.
В 6-7 лет такие отвлекающие моменты уже не вызывают столь длительного интереса.
Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста необходимо грамотно использовать. Все малыши любознательны. Ежедневное наблюдение за жизнью домашних питомцев — грызуна, рыбки, черепахи, котенка развивает устойчивое внимание к определенному предмету. Интересно же узнать, как будет кушать хомячок или какую игрушку выберет щенок.
Приглашая в дом гостей, ребенок должен понимать, что сначала надо помочь маме накрыть на стол и только после этого присоединиться к играм с детьми.
Постепенно вовлекаясь в посильную трудовую деятельность, выполняя задания и получая удовольствие от результата (красиво слепленный пирожок, аккуратно расставленная обувь, разложенные в пенал фломастеры), ребенок развивает произвольное внимание.
Исследование процессов учит делать выводы, закрепляя полученные результаты.

Внимание — залог успешной учебы

Развитие внимания у старших дошкольников должно происходить своевременно. Иначе в школе малышу будет очень трудно вписаться в распорядок дня, требующий повышенной концентрации внимания на протяжении длительного времени.
Развитие внимания в дошкольном возрасте — это закладывание фундамента всего школьного будущего ребенка. Если в возрасте 4-5 лет он способен выполнять определенные действия под руководством взрослого человека, то к 6-7 годам он должен уметь самостоятельно осознанно концентрировать свое внимание на совершении определенных действий. У старшего дошкольника, готового сеть за парту, явно выражены навыки самоорганизации. Он должен быть способен руководствоваться самоинструкциями.
Следует помнить, что этот результат невозможен без всяческой поддержки и помощи взрослых.
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста неразрывно связано с умением выполнять домашние обязанности сначала под руководством родителей, а затем и добровольно, понимая их необходимость и свою ответственность. Для этого мама и папа должны постараться превратить любой домашний труд с участием малыша в интересное занятие.

Как помочь дошколенку?

Подготовка к школе — финишная прямая от беззаботного детства к жизни с кругом повседневных обязательств и обязанностей. От того насколько правильно происходит развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста зависит их школьное благополучие.
Поэтому в подготовительных группах детских садов на занятиях обязательно присутствуют упражнения на концентрацию. Они помогают ребенку:

  • активизировать необходимые в процессе обучения психологические и физиологические процессы;
  • самостоятельно анализировать и отбирать нужную информацию;
  • учиться избирательно и регулярно сосредотачиваться на одном и том же виде деятельности.

Диагностика внимания дошкольников просто необходима, если они не посещали детский сад. Подготовка к школе — слишком ответственный период, в котором игровой процесс уже не преобладает. Для дошкольников крайне важно уметь понимать, что от них требуется и выполнять задания. Умение понимать связи между словами и действием и есть проявление внимания.
При выявлении проблем в формировании внимания дошкольников необходимо своевременно корректировать ситуацию, начав с обследования.

Умение концентрироваться — основа успеха

Как бы это ни звучало, но формирование внимательности в детском возрасте является основой будущей личной жизни. Умение слышать окружающих людей, отсутствие страха перед ответственностью за совершаемые действия определяют способность человека создавать длительные крепкие отношения.
Какой тренировке подвергалась его психика в детстве, насколько много было в дошкольном и школьном возрасте развивающих занятий — все это непроизвольным образом накладывает отпечаток на взрослую жизнь.
Умение сконцентрироваться на поставленной задаче является важнейшей из характеристик, определяющих деловые качества. Поэтому так значимы упражнения на развитие внимания у дошкольника, особенно у старшего возраста, стоящего на пороге школы. В этом возрасте ребенок должен уметь совмещать действия с несколькими предметами. Например, слушать сказку и убирать игрушки или одеваться и рассказывать стишок.

Один из вопросов, который волнует многих родителей, – какие упражнения помогут развитию внимания у детей. Можно заметить, что малыши редко бывают сосредоточены и сконцентрированы, им порой нелегко заниматься чем-то одним, а меж тем внимание необходимо не только ради успехов в учебе или игре, но и для собственной безопасности.

Что такое внимание?

Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

  • Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
  • Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
  • Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
  • Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
  • Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.

Виды

Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.

Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.

Нормы концентрации

Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.

Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность. Развивать его необходимо, чтобы ребенок стал более наблюдательным, мог без проблем обнаружить какие-либо мелкие детали, малозаметные признаки. Все это в дальнейшем поможет в процессе обучения, поскольку внимание теснейшим образом связано с запоминанием.

Формирование внимания

Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

  1. Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
  2. Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
  3. Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
  4. Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
  5. Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
  6. Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.

Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.

Приемы повышения внимания

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.

  • Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
  • Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
  • Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
  • Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
  • Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому. Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.

Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.

Виды упражнений для развития

Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет.

    • Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Вместо фигур можно строить ряды из букв.
    • Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, малышу предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Постепенно усложняем: представлены 5 садовых и 1 полевой цветок.
    • Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Уровень сложности также варьируется в зависимости от подготовленности.

    • Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
    • Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
    • Соотнесение предмета и его тени.

  • Раскрашивание по цифрам. Родитель дает ребенку черно-белую картинку, которую нужно сделать цветной, при этом сам рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых отмечен своей цифрой. Отдельно выдается расшифровка цифр (например, 6 – это розовый, 5 – красный). Задача малыша – внимательно раскрасить изображение, не путая тона.
  • Рисование по цифрам. Очень хорошее упражнение для дошкольников, знакомых со счетом до ста, и ребят младшего школьного возраста. Ребенку предлагается картинка, состоящая пока только из точек, рядом с которыми указано какое-то число. Малыш должен соединить их, продвигаясь по порядку: сначала найти 1, потом соединить ее с 2 и так далее.

Важно помнить, что тренировки должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Если что-либо у ребенка не получается, следует отложить это задание и предложить ему вариант попроще.

Примеры простых игр

Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, у ребенка не должно возникать и мысли, что его чему-то учат. Лучше, если он будет уверен – мама и папа с ним играют.

Слуховое внимание

«Съедобное – несъедобное» – простая, но эффективная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с несколькими. Мама бросает мячик, произнося название блюда, продукта или несъедобного предмета, например одежды. Ребенок внимательно слушает. Если он слышит название еды, то мячик ловит, если же звучит нечто, не имеющее отношения к кулинарии, то нужно отбить мяч.

Вариаций множество, поэтому когда ребенку надоели продукты и он заскучал, можно предложить немного другие игры.

  • «Летает – не летает». Мама называет животных и птиц, ребенок, когда слышит название птицы, поднимает руки, зверя – приседает. Со временем задание усложняется – взрослый называет животного и поднимает руки, ребенок же должен проявить внимание и присесть.
  • «Урожай». Мама читает какой-то рассказ, в который периодически будет вставлять слова «сливы» и «вишни», причем не всегда к месту. Ребенок должен, во-первых, расслышать сами слова-сигналы, а после – выполнить действие: при «сливах» подпрыгнуть, при «вишнях» – встать на одну ногу. Важная особенность – упражнение делается от простого к сложному: сначала при произнесении текста родитель выделяет голосом сигнальные слова, потом произносит их в обычном ритме, чтобы ребенок был более внимателен.
  • «Лови – не лови». Потребуется два небольших мячика – светлый и темный. Светлый ребенок должен ловить всегда, а темный – только тогда, когда мама кидает его молча. Если же при этом звучит команда «Лови», то ловить нельзя.
  • «Повтори ритм». Мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, малыш должен повторить.
  • «Хлопки». Тоже интересное задание, уровень сложности которого можно варьировать в зависимости от подготовки ребенка. Мама дает установку: когда она хлопает 1 раз, ребенок встает на носочки, когда два раза – на пятки, когда три – приседает. Постепенно увеличивается скорость хлопков.

Все эти игры хороши тем, что не привязаны к конкретному месту, в них можно играть практически везде, при этом у ребенка не будет возникать ощущение, что его чему-то учат, ему будет весело и интересно.

Серия заданий

Ребенку дается установка выполнить несколько заданий (начать надо с трех, постепенно увеличивая их число), при этом все задания перечисляются сразу, поэтому малышу придется запомнить и сами действия, и их порядок. Например:

  1. Попрыгай 7 раз.
  2. Принеси красный предмет.
  3. Назови садовый цветок.

Если ребенок все выполнил правильно, следует обязательно его похвалить, если же что-то не получилось – поправить, но в мягкой, деликатной форме. Постепенно количество заданий и их сложность увеличивается, такое упражнение также поможет улучшить память.

Другие эффективные игры

Очень важно постоянно предлагать дошкольнику что-нибудь новенькое, чтобы у него складывалось впечатление именно игры, а не полезной деятельности. Например, «Карлики и великаны». Суть проста: мама называет какой-либо предмет, он должен быть либо большим (гора, небоскреб, многоэтажный дом, кит, слон), либо маленьким (иголка, пуговица, монетка, бусинка). Ребенок слушает, когда произносится слово из «большой» серии, то есть «великан», то он встает на носочки и поднимает прямые руки вверх, когда «маленькое» — то приседает.

Если детей несколько, можно сыграть в «Испорченный телефон». Для этого все участники садятся в ряд, первый шепотом произносит какое-то слово на ухо второму ребенку, тот передает третьему и так далее. Последний слушает слово и произносит его вслух, если оно совпало с первоначальным вариантом, то телефон работает, если же нет – он сломан.

«Угадай, где находится дятел». Взрослый стучит, имитируя стук дятла, то громко (птица близко), то тихо (далеко). Задача малыша – сказать, где именно располагается дятел.

Зрительное внимание

Существует большое количество упражнений, которые помогут улучшить зрительную сосредоточенность, причем играть можно в любом удобном месте – дома, на прогулке, по дороге к бабушке. Они просты, не требуют какой-либо подготовки, при этом результативны.

  • Поиск предмета. Мама описывает какой-то предмет, который есть в комнате (на улице), ребенок должен найти его глазами и назвать.
  • «Посмотри на меня». Ребенок несколько секунд рассматривает маму, ее наряд, прическу, аксессуары. Потом поворачивается к ней спиной и отвечает на вопросы вроде «какого цвета моя сумка», «есть ли на мне сиреневый пиджак», «есть ли у меня брошь»? Главное – так формулировать вопросы, чтобы ребенок имел шанс ответить на них. Можно и усложнить работу: ребенок смотрит на маму, старается запоминать детали ее костюма, после чего она что-то меняет в своем облике, например, снимает шарф. Малыш должен вспомнить предыдущий образ и сообщить, какие перемены с ним произошли. Игра проводится по принципу нарастающей сложности: сначала перемена явная, потом, когда необходимой концентрации внимания достигать станет проще, детали выбираются менее значительными. Например, мама может снять кольцо с одного пальца и надеть на другой или внести два изменения в свой образ (конечно, об этом ребенка нужно предупредить).
  • Работа с картинкой. Очень похожа на предыдущее задание. Ребенку дается картинка, которую он раньше не видел. Он должен постараться запомнить как можно больше деталей. После этого иллюстрация убирается, а малышу задается серия вопросов.
  • Графическое задание «Жук». Родитель заранее расчерчивает лист бумаги так, чтобы получились клетки. Ставит в одну из них фигурку жука. Далее дает задание – слушая его подсказки, перемещать насекомое. Например: две клетки вправо – далее одна вниз – теперь три влево и одна вверх. Далее задание усложняется: мама сразу называет несколько ходов: клетка вниз – две влево – три вверх. Ребенок должен взглядом проследить направление и поставить жука в последнюю клетку. Водить пальцем нельзя.
  • Еще одно хорошее упражнение – «Зачеркни букву». Мама дает малышу текст, а также задание – найти в нем все буквы, например, Л и зачеркнуть их. Когда это будет получаться хорошо, можно усложнить: найти А и Л, Л зачеркнуть одной чертой, А – перечеркнуть двумя.
  • «Сделай как было». Перед ребенком выкладываются фигурки в определенной последовательности. Это могут быть пуговицы разных цветов и окраса, игрушечная посуда, карточки с изображениями. Ребенок пытается запомнить последовательность, после отворачивается, а мама меняет местами какие-то два предмета. Повернувшись, малыш должен сказать, где произошли перемены.

Игры на развитие внимания должны проводиться регулярно, только в этом случае можно ожидать от них положительный эффект. Среди множества упражнений можно выбрать те, которые больше всего понравятся малышу, и обращаться именно к ним.