Порядок проведения тестирования для дошкольников и младших школьников. Отношение ребёнка к чужому взрослому. (для родителей и воспитателей) Социометрия для дошкольников: примеры

Опыт общения ребёнка со взрослым является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднён, под влиянием взрослого у ребёнка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки.

Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

    сообщение ребёнку сведений о его качествах и возможностях;

    оценка его деятельности и поведения;

    формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребёнок впоследствии будет оценивать себя сам,

    побуждение ребёнка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

Опросник для родителей (воспитателей)

Цель: определение отношения ребёнка к чужому взрослому

Если отмеченная особенность поведения характерна для ребёнка, соответствующее утверждение оценивается в1 балл, если нет -0 баллов.

    Разговаривает с воспитателем или другим значимым для него взрослым только тогда, когда находится с ним наедине или после некоторых усилий «разговорить» его.

    Лжёт из боязни;

    Очень бурно переживает, плачет, обижается, если ему делают замечание;

    Слишком тревожен, чтобы быть непослушным;

    Любит, чтобы к нему проявляли симпатию, но никогда не просит о ней;

    Никогда не приносит взрослому и не показывает найденных им вещей;

    Здоровается с воспитателем только тогда, когда тот обратит на него внимание;

    Не подходит к взрослому по собственной инициативе;

    Никогда не просит о помощи;

    Легко становится нервным, краснеет, если ему задают вопрос.

Оценка результатов

10 – 7 баллов у ребёнка серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым.

6 – 4 баллов – трудности в общении могут быть обусловлены не отношением к взрослому,а конкретной ситуацией (не отвечает на вопрос воспитателя из-за страха, что другие дети будут над ним смеяться.) или недостатками воспитания.

3 –1 балла – скорее всего это проявления отдельных индивидуальных особенностей ребёнка, с которыми нужно познакомить учителя до начала школьного обучения.

Тест «Два домика». (социометрия для дошкольников)

Цель: определение взаимоотношений ребёнка со сверстниками.

Методика проведения. Для проведения теста нужен лист бумаги с нарисованными двумя домиками. Один большой – красного цвета, другой меньше – черного цвета,Этот рисунок создают на глазах ребёнка.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик твой, в нём много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь, А в чёрном домике игрушек нет совсем, Подумай и скажи. Кого из детей своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в чёрном домике.» Записываются имена детей в каждом домике отдельно,

Контрольный вопрос: «Не хочешь ли ты поменять кого-нибудь местами, не забыл ли ты кого – нибудь».

Анализ результатов

Подсчитывается число выборов, которые получил каждый ребёнок в красном домике (за каждый выбор +1) и число выборов отрицательных за чёрный домик (за каждый выбор –1), Затем из большего числа вычисляют меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – набирают социометрические «звёзды», это внешне привлекательные, уверенные дети, лидеры в играх, авторитетные среди сверстников.

+1 до +3 (выборов со знаком «минус» нет) – дети, предпочитающие общение с ограниченным кругом постоянных друзей, при этом с другими детьми почти не конфликтуют, а в своей группе могут быть лидерами.

-2 до +2 (сумма складывается из «плюсов» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко конфликтные дети, легко вступают в игру, но также легко ссорятся, часто обижаются и обижают других.

0 баллов (выборы со знаком «плюс» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, как правило это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками. Скорее часто болеющие и недавно пришедшие дети.

-1 и менее баллов – эти дети, которых отвергают сверстники, нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены к другим, нередко внешне они мало привлекательны, или имеют ярко выраженные физические дефекты.

Особое внимание следует обратить на детей, которые основную массу сверстников отправляют в чёрный дом. Причиной могут быть закрытость, конфликтность, негативизм.

Тест «Два домика»

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше - красного цвета, другой поменьше - черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Анализ результатов:

4 и более баллов - «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) - эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от -2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») - активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) - этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

1 и менее баллов - это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью

Просмотр содержимого документа
«1 класс.Диагностика "Два домика"»

Тест «Два домика»

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью

Цель: изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются:

С кем поместил себя,

Почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлекательный,

Характер, особенности мотиваций.

Интерпретация. Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать методом "Маски", чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить стремление к доминированию. В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми (но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте). Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам, можно определить степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания дошкольника.

52) Эмоции и чувства. Проективная методика "Неоконченные рассказы" (т.П.Гаврилова)

Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Материал: 3 неоконченных рассказа.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе. Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко". Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?". Как поступит Андрей? Почему?

Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: На столе стоят два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

(Образец бланка социоматрицы прилагается.)

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов

Количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

  • “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  • “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  • “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

(Образец таблицы прилагается.)

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

  • Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
  • Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
  • Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы , которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.


Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Помогайте ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лиде рства!


Изучение особенностей межличностных со своими сверстниками – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достаточно надежные и , необходимо использовать комплекс методик, дополняемый наблюдением за поведением детей в естественных условиях их пребывания в (в игре, на прогулке, на занятиях, в режимных моментах).

С целью предупреждения конфликтности и эмоциональной напряженности в группе результаты исследования не должны разглашаться детям и родителям. Педагог-психолог может предоставить информацию о характере межличностных отношений дошкольников только воспитателям, которые работают в данной группе.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий.

Материал: листы бумаги с изображением двух домов, один из которых красивый, другой – страшный (рис. 1, 2), карточки с именами детей группы.

Рис. 1 Рис. 2

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красивый домик принадлежит тебе. В нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в страшном, некрасивом домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в плохом домике».

После завершения процедуры выбора в ходе исследования межличностных отношений дошкольников педагог-психолог спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого. Ответы записываются.

Если группа состоит из 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе более 16 ребят – 5 выборов. Если ребенок не хочет никого выбирать, не стоит настаивать на принятии им решения.

межличностных отношений дошкольников. Полученные ответы нужно занести в таблицу (матрицу), в ней фамилии детей располагаются в алфавитном порядке. Одним словом, воспитанники получают порядковый номер, который сохраняется и для других вариантов исследования.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Пять домиков» 1

Цель: выявление у каждого ребенка предпочтений в общении с детьми в группе ДОО.

Материал: лист бумаги с изображением пяти домиков.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Перед тобой – пять домиков. Давай расселим всех твоих друзей в группе по этим домикам. Все они одинаковые. Но есть одно условие – в разных домиках живут разные дети.

В первом – красивые, которые хорошо одеваются, ходят в красивой одежде и всем нравятся, как они выглядят.

Во втором – умные, которые много знают или умеют что-то делать.

В третьем – послушные, которые хорошо себя ведут, на них не ругаются, и воспитательница часто хвалит их и ставит в пример.

В четвертом – интересные и веселые.

В пятом – сами со всеми дружат, делятся игрушками и принимают в игру.

В одном домике могут жить сразу несколько человек, но один человек в нескольких домиках жить не может.

Как ты думаешь, в каком из домиков поселить каждого из твоих друзей?»

Ответы, полученные в ходе исследования межличностных отношений дошкольников, фиксируются. Обработка и интерпретация проводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика исследования эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим (Н.И. Ганошенко)

Цель: экспресс-диагностика сферы общения ребенка (4–9 лет), его эмоциональных отношений к себе, значимым взрослым и сверстникам.

Материал: бланк с нанесенными силуэтами девяти домиков, которые расположены на пространстве листа определенным образом, набор карандашей или фломастеров (должно быть не менее трех цветов).

Бланк к методике «Разноцветные домики»

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Дата обследования ___________________________________________________

Инструкция: «Представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь?.. (Рядом с домиком, на который показал ребенок, можно поставить пометку «Я» .) Кого из ребят группы (своих родственников, знакомых) ты поселишь в этих домиках?.. Покажи, кого в какой домик ты поселишь… (В зависимости от конкретной ситуации следует по очереди называть ребенку родных и близких. ) В какой из домиков ты поселишь маму... папу... бабушку... дедушку... сестренку (братишку)... воспитательницу (любое лицо, в отношении которого следует выяснить характер отношений )?..»

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Каждый персонаж из списка оценивается: по пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1–З балла); по предложениям в цветовом оформлении домика (от 1 до неограниченного количества баллов); по количеству и направленности контактов общения (от 1 до неограниченного количества баллов). На основании этих показателей можно судить об отношении к персонажу, выраженности потребности в общении ребенка с ним и установлении контактов.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Вернисаж» (О.Н. Колесникова)

Цели: изучение особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определение статусного места в группе.

Материал: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, рамки для рисунков, кнопки для крепления рисунков к стене.

Инструкция: «Давай сегодня поиграем в художников. Нарисуй, пожалуйста, портреты ребят твоей группы – тех, кого захочешь. И свой портрет тоже...» По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы: «Есть еще кто-то, кого бы ты хотел нарисовать? Нарисуй» – при положительном ответе дается дополнительное время на рисование и затем проводится обсуждение (Кто изображен на портрете? Кто не нарисован? Почему?). После обсуждения педагог-психолог предлагает: «А теперь давай устроим выставку твоих рисунков, как у самых настоящих художников. Ты можешь сам выбрать для своей картины какое угодно место на любой из стен нашего кабинета, на любой высоте от потолка до пола. А я помогу тебе их прикрепить, если ты захочешь. Сначала помести на стену твой собственный портрет… (Затем крепятся портреты детей группы .)»

Возможен иной вариант проведения данной методики. В группе дети рисуют каждый свой портрет. Затем каждый ребенок самостоятельно устраивает выставку рисунков в кабинете педагога-психолога согласно инструкции.

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольниковпроводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методики «Я в детском саду» (М. Быкова, М. Аромштам), «Моя любимая группа» (Е.И. Русина) 2

Цели: определение степени эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду, его отношения к другим детям, воспитателям.

Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встреча ют воспитатели. Пока мама и папа на работе, ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься самыми разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать “Моя любимая группа”».

Отказ от рисования на предложенную тему указывает на негативное отношение к группе, а тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, т. к. определяет область эмоциональной компенсации.

Для того чтобы результаты, полученные в ходе данного исследования межличностных отношений дошкольников, были объективны и достоверны, необходимо повторить его спустя некоторое время.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Необыкновенное дерево» 3

Цель: определение эмоциональной близости, взаимоотношений между членами семьи, среди членов детского коллектива.

Материал: бланк с рисунком дерева, цветные карандаши (рис. 3).

Рис. 3

Инструкция: «Посмотри, на этом листе ты видишь дерево с человечками. Найди среди них себя и ребят из детского сада (свою семью), раскрась каждого цветом, который ему больше всего подходит».

Обработка результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Необходимо отметить, кого первым выделил ребенок в рисунке: себя, кого-то из родных взрослых, друзей и т. д. При этом особое внимание уделить тому, какую позицию занимают ребята группы (члены семьи) по отношению к ребенку (расстояние, поза, цвет). Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает членов своей семьи, друзей, тем лучше к ним относится и тем большей значимостью они обладают в его глазах.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Краски в подарок на день рождения» (Е. Панько, М. Кашляк)

Цель: диагностика структуры детской группы, характера отношений в ней между сверстниками.

Материал: фломастеры синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного, серого цветов.

Инструкция: «У каждого человека один раз в году бывает день рождения, его праздник. В этот день обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей твоей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Секрет» (Т.А. Репина)

Цели: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Материал: три картинки или три игрушки.

Инструкция: «Сегодня все дети твоей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе – ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям своей группы? (Получив положительный ответ, педагог-психолог продолжает .) Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей своей группы ты хочешь ее подарить? Почему?»

Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им одну-две картинки (игрушки), а затем приглашает всех для получения подарков. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Почта» (Е. Антони, Е. Бине)

Цель: изучение особенностей взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников, со значимыми людьми.

Материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта» – поч товая машина, сумка почтальона, маленькие коробочки в виде почтовых ящиков; изображения или маленькие фигурки людей, небольшие конвертики с написанными на них фразами.

Инструкция: «Давай поиграем в почтальонов. Ты знаешь, кто такой почтальон? Чем он занимается? (Ответы ребенка по необходимости дополняются педагогом-психологом. ) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Это письма, которые почтальон должен вручить адресатам (при этом перед мальчиками ставится игрушка – машина, груженная почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами; пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, педагог-психолог продолжает… ) Обычно письма посылают друзьям, родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет ребятам из твоей группы (твоим маме, папе, бабушке – называются все члены семьи ребенка ). Выбери фигурки, которые будут изображать ребят твоей группы (твою маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи; отобранные фигурки остаются на столе в поле зрения ребенка, каждой ставится коробочка – «почтовый ящик» ). Посмотри, к нам пришел Незнакомец (педагог-психолог ставит на стол фигурку Незнакомца и поч товый ящик для него ). В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем ты не захочешь передать никому из своих друзей (родных )».

Если ребенок раскладывает письма в каждый ящик чисто механически, то педагог-психолог может спросить его после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

1 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Два домика».

2 Возможные варианты темы «Мой друг (подруга)», «Я с товарищем (подругой) в детском саду».

3 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Дерево с человечками».