Диагностика по трудовой деятельности в старшей группе. Развитие трудовой деятельности дошкольника. Специфика планирования трудовой деятельности

Самообслуживание

Поручения, связанные с хозяйственным трудом

Дежурства

Ознакомление с трудом взрослых

Мыть руки по мере загрязнения перед едой, насухо вытереть лицо, и руки личным полотенцем

Ставить хлебницы и салфетницы, поддерживать порядок в игровой комнате.

С помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках

Повар дворник машинист

Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого

Зажать лук, собирать овощи

Обучать детей порядку одеванию и раздеванию

Расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек

Учить правильно надевать одежду и обувь

Старший дошкольный возраст

Самообслу-живание

Поручения, связанные с хозяйствен-ным трудом

Поручения, связанные с трудом в природе

Дежурства

Ознакомле-ние с трудом взрослых

Ручной труд

Коллектив-ный труд

Одевание- раздевание

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок)

Уборка мусора на участке, коллективная уборка на огороде

Расставлять хлебницы тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы

Вводится понятие «профессия»

Правила безопасности работы с клеем

Уборка территории, уборка группы, уход за цветами

Уход за игрушками, их мытье

Подметание дорожек на участке

Знакомство врач шафер почтальон продавец

Воспитывает самостоятельность

Желание делать подарки

1.В ходе труда были решены поставленные задачи.

2. материал: передники, лейки, таз, тряпочки, растения, конструктор, игрушка – кошечка. Объект труда – цветы.

3. Хозяйственно- бытовой труд. Вытирание пыли с конструктора.

4. труд в природе. Поливка растений.

5. распределение по звеньям. Каждое звено выполняет свое задание.

6.правильно пользоваться лейкой. Качество навыков умение у детей среднее.

7. Дети в процессе труда действуют сообща.

8. Воспитатель показывает ребенку, как правильно обращаться с инвентарем.

9. Отношение к труду положительное.

10. Дети хорошо потрудились и выполнили поставленные цели воспитателя.

11. Труд рядам.

Младшая группа.

Вид труда Хозяйственно- бытовой.

Цель: Формирование положительного, успешного отношения к собственному труду и его результатом.

Задачи: Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, уметь преодолевать небольшие трудности.Развивать умение понимать обобщающие слова

Форма организации труда: поручение

Оборудование: конверт с разрезными карточками посуды, тазики по 2на каждого ребенка, тканые салфетки по 2 на каждого ребенка, маленькие кусочки мыла, губка, грязная кукольная посуда.

Методические приемы: Показ силуэта дома, речевая игра «Говорящая посуда», показ воспитателя как мыть посуду.

Средняя группа.

Вид труда труд в природе.

Цель: развивать положительное отношение к природе.

Задачи: Формировать привычку к трудовому усилию,желание трудиться.Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега. Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога. Воспитывать любовь к чистоте.

Форма организации: коллективный труд.

Оборудование: Выносной материал(лопаты, мешки, метелки, ведра, рукавицы), светофор.

Методические приемы: Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослого, пояснение, разъяснение, игровое, одобрение, поощрение промежуточных результатов, художественное слово, косвенный контроль.

Наблюдение и анализ продуктивной деятельности детей на разных возрастных этапах.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями образовательной программы, которая содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Примеры из опыта работы дошкольных образовательных учреждений:

Пример 1.

Труд в природе.

· Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль.

Критерии:

  • ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
  • ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
  • ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения

Критерии:

  • самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
  • предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
  • не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход за ним

Критерии:

  • ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить

Критерии:

  • ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
  • раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
  • не может спланировать последовательность трудовых действий.

Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.)



Критерии:

  • самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
  • с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
  • не может выполнить задания.

Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений

Критерии:

  • все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
  • отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
  • качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты свести в Таблицу 4.

Таблица 4

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

требующий особого внимания - А

средний - Б

высокий - В

Хозяйственно-бытовой труд.

Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты свести в Таблицу 5.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском учреждение трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Многие дети дошкольного возраста, поступившие к нам не владеют навыками самообслуживания (не умеют одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, умываться, чистить зубы, мыть руки и т.д.) и именно в приёмном отделении дети получают первоначальные навыки самообслуживания.

Хозяйственно-бытовой труд - труд по уборке помещения, дежурства в столовой и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Все дети в приёмном отделении дежурят в комнате, дети дошкольного возраста протирают пыль, складывают игрушки. В теплое время года, убирают территорию, подметают. Осенью убирают листву.

Труд в природе - уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. В летнее время ухаживают за клумбами, поливают цветы, рвут траву.

Ручной и художественный труд - труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

В основном все дети любят заниматься ручным и художественным трудом, но не все умеют работать с ножницами, правильно держать в руке карандаш, поэтому учим детей вырезать, аккуратно обводить детали для поделок.

В приёмном отделении с карантинным блоком по комплексной программе есть направление «Трудовая адаптация и профессиональная ориентация».

Цель направления развивать понимание того, что труд - основа всей жизни, что всё достигается большим трудом, формировать интерес воспитанников к профессиональному труду, расширять знания о современном мире профессий.

Включает цикл занятий «Труд - основа жизни», «Хлеб - всему голова», «Азбука профессий», «О добросовестном отношении к труду», «Труд красит человека», « Угадай профессию», «Что такое рукотворный труд». Эти занятия знакомят детей со значением труда в жизни человека, прививают уважение и любовь к труду и людям труда, показывают необходимость труда, убеждают воспитанников в том, что их главная цель - учёба.

2. Эмпирическое исследование уровня сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Организация и методы исследования

Диагностика проводилась каждый день в течение двух недель. Велось наблюдение за детьми во время приема пищи, гигиенических процедур, дежурств, прогулок, на занятиях по ручному труду. Детям давались различные поручения и задания, индивидуально и коллективно, оценивалась аккуратность в работе, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, взаимодействие со сверстниками, качество работы, интерес к труду и бережное отношение к оборудованию.

  • НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
  • СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
  • ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

На втором этапе проводился формирующий эксперимент, направленный на формирование трудовых навыков воспитанников с помощью нашей программы, «Радуга».

Мы расширяли у детей представления о труде представителей различных профессий, знакомили с сельскохозяйственным трудом через мультфильмы, художественную литературу, иллюстрации. Дети должны были усвоить, что на выращивание хлеба, овощей и другого сельскохозяйственного труда затрачивается большой труд, что нужно ценить и беречь результаты этого труда.

Осуществлялся контроль за деятельностью воспитанников по самообслуживанию (напоминали о необходимости следить за чистотой одежды, поддерживать чистоту личных вещей). Дети привлекались к уборке шкафов и тумбочек, сортировать и аккуратно складывать вещи.

Использовалась такая форма организации труда, как поручения, (например, двум мальчикам было поручено следить за порядком в уголке с игрушками и книгами одну неделю, а двум девочкам было поручено ухаживать за комнатой девочек в течение одной недели). Перед началом работы мы задавали детям вопросы, побуждающие их продумать, как они будут выполнять поручение (например, «Расскажи, как ты будешь выполнять задание? Что будешь делать сначала? Почему?). Это способствовало развитию у детей самостоятельности, инициативы, заставляло активно использовать имеющийся опыт.

Каждые 3 дня детей объединяли в одно дежурное звено, которое отвечало за все виды дежурств. Так мы предоставляли детям возможность ежедневно договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. В течение дня, мы обращались к детям, как к своим помощникам, одобряли за хорошее выполнение заданий, давали советы.
Труд детей оценивался справедливо, конкретно, доброжелательно. Оценивались не только результаты труда, но и отношение детей к своим обязанностям - добросовестно, старательно или небрежно выполняли работу, дружно ли трудились.

3. Анализ трудовой деятельности дошкольников.

За период с с февраля 2016 г., по февраль 2017 г. В приёмное отделение с карантинным блоком поступило 31 ребёнок возрастом от 4 до 6 лет. Была проведена диагностика сформированности трудовых навыков с применением метода наблюдения и моделирование ситуации.

Диагностика дала такие результаты:

Анализируя результаты, мы выяснили следующее:

  • С высоким уровнем развития трудовых навыков детей не было.
  • Большинство детей со средним уровнем развития трудовых навыков - 23 ребёнка. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, хорошо владеют столовыми приборами. Но уборка своей постели после сна и уход за комнатными растениями вызывают у них затруднения. Участие в уборке комнат их не интересует, поделки из природного и бросового материала выполнять не умеют.
  • С низким уровнем развития трудовых навыков 8 детей. Они не умеют ухаживать за растениями, плохо заправляют постель после сна, не принимают участие в уборке комнат и участка. Не хотят и не умеют делать различные поделки из бросового, природного и бумажного материала.

Далее, приняв во внимание низкие показатели развития трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста, нами былапрограммы по трудовой адаптации и профессиональной ориентации «Радуга», блок «Труд — основа жизни». составлена, с помощью которой мы провели формирующий эксперимент.

В результате проведённых занятий по программе видна положительная динамика.

Анализируя результаты, мы выяснили, что с высоким уровнем развития трудовых навыков детей в группе большинство - 15 детей. Они хорошо владеют столовыми приборами, аккуратны и чистоплотны, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. Всегда принимают активное участие в уборке комнат и участка. Всегда доводят начатое дело до конца. Подели из бросового и природного материала у них получаются красивые, интересные и аккуратные.

Со средним уровнем развития трудовых навыков - 10 детей. Они владеют столовыми приборами, аккуратны, но без интереса и желания убирают свою постель после сна и ухаживают за комнатными растениями. Их не интересует уборка комнат, поделки из природного и бросового материала выполняют не аккуратно.

С низким уровнем развития трудовых навыков 2 ребёнка, результата нет в связи с умственной отсталостью детей или психических отклонений.

  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.
  3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
  4. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  5. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. - 2000. №7. - С.101-105.
  6. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
  7. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
  8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Введение

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Список используемой литературы

Приложение


Введение

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г.Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.

Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.

2. Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3. Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5. Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.


1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

Подчеркивают общественную значимость труда;

Следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

Строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

Постепенно расширяют самостоятельность детей;

Создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

Направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. - осуществляется в старших группах детского сада. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

Дежурства - это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

Простой анализ общественных ситуаций ролевой игры, посредством которой дошкольники, как правило, реализуют эту потребность, показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых (играющий ребенок водит машину «как папа», готовит еду «как мама», лечит «как доктор», учит «как учительница» и т.д.), бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли. Для того, чтобы старшие дошкольники понимали, всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений старших дошкольников на мир профессий.

2.6. Диагностика результатов трудовой деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уровни освоения образовательной области «Труд» у детей средней группы

Имеет устойчивый интерес к труду, проявляет инициативу, выполняет несложные трудовые поручения самостоятельно, с удовольствием включается в совместный со взрослым трудовой процесс, может сам ставить трудовые цели; поддерживает порядок и чистоту с помощью взрослого; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; может оценить качество своего результата и исправить ошибки; проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; испытывает положительные эмоции в процессе труда, гордится его результатами, стремится получить ободрение, хочет быть полезным другим людям, понимает необходимость труда; четко и точно выполняет трудовые действия, успешно трудится вместе с ровесниками.

Имеет интерес к труду, но редко проявляет инициативу, выполняет трудовые поручения с помощью взрослого; поддерживает порядок и чистоту по предложению и с помощью
взрослого; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; затрудняется в адекватной оценке качества своего результата и в исправлении ошибок, недостаточно контролирует свои трудовые действия, может нарушать их последовательность, не обращать внимания на условия труда, переключаться с одной трудовой задачи до ее завершения на другую; не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; испытывает положительные эмоции в процессе труда, гордится его результатами, стремится получить ободрение, с удовольствием включается в совместный труд со взрослым и другими детьми, но не всегда успешно взаимодействует с детьми.

Не проявляет устойчивого интереса к труду; активность низкая, не замечает на-
рушения чистоты и порядка, не испытывает удовлетворения от хорошо сделанной работы;
при выполнении трудовых поручений нуждается в помощи взрослого, действует наиболее
продуктивно в совместной со взрослым деятельности; не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; не проявляет положительных эмоций в процессе труда, трудовые действия не освоены, действует неуверенно, в коллективном со сверстниками труде действует непродуктивно.

Не проявляет интереса к труду, не стремится трудиться вместе со взрослым,
сверстниками; не замечает нарушения чистоты и порядка, не испытывает выраженного- удовлетворения от сделанной работы; не выполняет трудовые поручения; трудовые действия не сформированы.

Методика «Изучение мотивов трудовой деятельности»

Подготовка исследования. Приготовить необходимые материалы для изготовления флажка и салфетки. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе этой деятельности.

Проведение исследования. Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета: флажок и салфетку из полотна. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание выполняется при различных мотивировках.

Первая серия. Сделать подарок для мамы.

Вторая серия. Сделать подарок для малышей.

Третья серия. Сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками.

Четвертая серия. Изготовить материал для игры в «мастерскую».

Таким образом, каждому ребенку предлагают сделать 4 флажка и 4 салфетки при разной мотивировке цели действий.

Обработка данных. Подсчитывают, сколько детей взялось за выполнение каждого задания, сколько отказалось, в каком случае. Полученные данные оформляют в таблицу.

Особенности принятия мотивации дошкольниками Серия Мотивация Возраст детей

3-4 года 4-5 лет 5-6,5 лет

согласие несогласие согласие несогласие согласие несогласие

1 Сделать подарок маме

2 Сделать подарок малышам

3 Сделать игрушку для игры со сверстниками

4 Изготовить материал для игры в мастерскую

Прослеживают эффективность работы в зависимости от мотива деятельности, т.е. зависят ли процесс и результат изготовления предмета от того, кому он предназначается.

ДИАГНОСТИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

УХОДУ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ

По результатам диагностики знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами воспитатель планирует организацию педагогического процесса, направленного на трудовое воспитание, осуществляет выбор методов и форм организации детей, их сочетание, учитывая психическое развитие дошкольников.

Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  • Задание воспитателя

    Оценка и действия детей

    Оценка деятельности детей в ходе выполнения заданий

    Степень самостоятельности

    Качество
    выполнения труд

    Культура труда

    В планировании

    В выполнении трудового процесса

    Обеспечить уход
    за комнатными растениями
    (уборка пыли,
    поливка, рыхление);

    Игра «Научи Незнайку»
    (как правильно
    поливать растение,
    рыхлить почву, убирать
    пыль с растений);

    Убрать необходимое
    для труда оборудование;

    Рассказать о
    последовательности
    трудовых действий.

    Ребенок принимает
    (не принимает) цель
    труда в игровой
    (вне игровой)
    деятельности

    Самостоятельно
    цель не ставит
    (ставит)

    Предметы труда
    выделяет
    (не выделяет)
    с помощью
    воспитателя

    Отдельные трудовые
    операции осуществляет
    самостоятельно,
    не качественно
    (получаемый результат
    хорошего качества)

    Выполняет
    аккуратно
    (делает
    неряшлево)

    выявить, в какой степени ребенок освоил программу трудового воспитания;
  • выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;

    понять, какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

    увидеть, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманитарное, эстетическое, познавательное).

Для решения указанных задач используют разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, дидактические игры .

ФОРМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О РАСТЕНИЯХ
(примерная)

Фамилия___________________________

имя ребенка____________________________

Возраст ______________
Дата обследования _____________________

Задания воспитателя (психолога)

Ответ ребенка

Особенности проявлений и действий ребенка

Беседа по карточкам с использованием комнатных растений:

как называется это растение (или найдите на подоконнике, группе герань, бальзамин);

что будет, если растение не поливать?

живое ли растение?

как догадался, что живое?

найдите картинку, где изображено растение зимой (летом)?

как догадался?

«Это герань»

«Вянуть будут»

Картинку нашел правильно

Ответил уверенно

УРОВНИ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О РАСТЕНИЯХ

ВЫСОКИЙ - Ребёнку нравится трудиться, он полностью самостоятелен в трудовой деятельности. Труд результативен. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

СРЕДНИЙ - Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника

НИЗКИЙ - Результативности трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

ВЫЯВЛЕНИЕ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ

НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ, БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ

УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО УБИРАТЬ ИГРУШКИ

УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ И ОДЕЖДЕ

САМООБСЛУЖИВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ (ИЗО-, КОНСТРУИРОВАНИЕ, МАТЕМАТИКА)

ОЦЕНКА НРАВ­СТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМО­ОБСЛУЖИВАНИЯ (САМОСТОЯТЕЛЬ­НОСТЬ, ИНИЦИА­ТИВНОСТЬ)

2 младшая группа

Подготовительная

ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ДЕЖУРСТВА

НАВЫКИ ДЕЖУРСТВА

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Умение распределить обязанности, само­стоятельность

Качество выполняе­мых обязанностей

Оценка своего труда, самоконтроль

Умение ориентиро­ваться по доске де­журства

ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ В РУЧНОМ ТРУДЕ

ГДЕ У ВАС ХРАНЯТСЯ ИГРУШКИ-САМОДЕЛКИ?

САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫ ИХ ДЕЛАЛИ ИЛИ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ?

ЧТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК""

ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ДЕЛАЛИ ЭТИ ИГРУШКИ?

КАКУЮ ПОДЕЛКУ ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ДОМА""

ВИДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ, ПОДГРУППЫ, ИНДИВИДУАЛЬНО

ТРУД ДЕЖУРНЫХ

ХОЗЯЙСТ­ВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

РУЧНОЙ ТРУД

столовой

ПОДГОТОВКЕ к

ЗАНЯТИЯМ

В УГОЛКЕ

С БУМАГОЙ, КАРТОНОМ, ДЕРЕВОМ

С ТКАНЬЮ, НИТКАМИ

С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ НА ЗАНЯТИЯХ (ЧАСТЬ, ЦЕЛОЕ ЗАНЯТИЕ)

ЭКСКУРСИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

РАБОТА В КНИЖНОМ УГОЛКЕ

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С «ПРОГРАММОЙ»

2 младшая группа

Подготовительная