В статье представлено описание существующей системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска. Рассмотрено понятие «семья группы риска» и система межведомственного взаимодействия при работе с проблемными семьями. Основное внимание уделено изучению существующей системы межведомственного взаимодействия и изучению ее эффективности. Представлена модель организации социального сопровождения семей с детьми и результаты анкетирования специалистов, работающих в системе профилактики, позволившие выявить специфику межведомственного взаимодействия. В статье обосновывается необходимость организации и координации работы на базе образовательного учреждения. Представляется паспорт проекта «Дружная семья», направленного на работы с семьями группы риска на базе образовательного учреждения. Описываются результаты анкетирования участников проекта. Называются наиболее востребованные участниками проекта мероприятия. Приводятся сведения о динамике состоящих на учете семей.
семья группы риска
семья социально опасном положении (соп)
межведомственное взаимодействие
превентивный подход
образовательная организация
1. Алексеева Л.С. Российская семья в условиях социальных рисков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 1. – С. 42-51.
2. Бутаева М.А. Причины и угрозы кризиса семьи в современной России (философские аспекты) // Социальная политика и социология. – 2010. – № 2. – С. 63-67.
3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход (пособие для социальных работников и педагогов): монография. – М.: Изд-во Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2009. – 111 с.
4. Широкалова Г.С. Семья из группы риска в повседневности бытия // Семья: феноменология повседневности: коллективная монография. – Н. Новгород, 2016. – С. 61-77.
5. Маметьева О.С., Кузьменко Н.И. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международ. науч.-практ. конф.: в 4-х частях. – Научный центр «Диспут», 2015. – С. 106-108.
6. Барсукова Т.М. Профилактика семейного неблагополучия на новом рубеже социальной работы // Социальное обслуживание. – 2011. – № 9. – С. 37-39.
7. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социс. – 2009. – № 7. – С. 109-113.
8. Ахлюстина Е.В., Петушкова О.Г Алгоритм реализации кейс-менеджмента в деятельности специалистов по сопровождению семей «группы риска» // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электронный сборник статей по материалам XIX студенческой междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 216-224.
Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно исследованиям российских социологов (Алексеева Л.С. , Карцева Л.В. и др.) для начала XXI века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия. Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска». Изучением данной проблемы занимались отечественные учёные: Беличева С.А. , Широкалова Г.С. , Маметьева О.С. и Кузьменко Н.И. и др.
«Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. Основной причиной отнесения семей к категории «группы риска» являются сложные жизненные обстоятельства, семейное неблагополучие. Ситуацию семейного неблагополучия ученые (Барсукова Т.М. , Беличева С.А. , Мустаева Ф.А. и др.) рассматривают как ситуацию затруднения либо невыполнимости семьёй в полной мере её главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зависимости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение (СОП). Особенностью таких семей является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка.
Методы исследования. В статье представлен анализ педагогической и специальной литературы, результаты анкетирования (специалистов в области социального сопровождения семей) и участников проекта.
Цель статьи - описание существующей системы работы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска.
При всех усилиях государства и различных ведомств, направленных на сохранение семейного благополучия, из года в год растет количество семей, отличающихся неблагополучием. В таблице представлена статистика семейного неблагополучия и её динамика по г. Магнитогорску с 2013 по 2016 г., подтверждающая теоретические выводы ученых (табл.1).
Таблица 1
Статистические данные о семьях, состоящих на учете в г. Магнитогорске
Всего, состоящих на учёте |
Семья «группы риска» |
Семья, находящаяся в социально опасном положении |
||||||
По статистике, за 2013-2015 годы произошло увеличение семей, находящихся в социально опасном положении, но прослеживается динамика значительного уменьшения семей и детей категории «группа риска» в период 2014-2016 годы. В 2016 году, наоборот, впервые произошло значительное снижение СОП, но наблюдается увеличение количества детей, проживающих в них. Данная статистика говорит о том, что к категории семей, находящихся в социально опасном положении, чаще стали относиться многодетные семьи, так как количество семей уменьшилось, а численность детей возросла.
Исследователи единогласны во мнении, что эффективными мерами в деятельности субъектов при работе с семьями «группы риска» являются меры ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семей группы риска и минимизирован риск перехода в группу семей СОП. В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно в тесном сотрудничестве всех специалистов, в том числе специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация результативного межведомственного взаимодействия.
Ориентируясь на задачу - повышение эффективности социального сопровождения семей группы риска, разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принята для исполнения во всех субъектах Российской Федерации модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми. На её основе разработана модель организации социального сопровождения семей (рисунок).
Модель организации социального сопровождения семей с детьми
Из модели следует, что работа, осуществляемая с семьями, многоаспектна. Основой ее является составление индивидуальной программы социального сопровождения семьи (ИП ССС). При этом модель работы ориентирована на формальные показатели, и из нее «выпадает» несовершеннолетний, зачастую являющийся страдающим при неблагоприятных внутрисемейных отношениях. Для изучения мнения специалистов органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений, работающих с несовершеннолетними и их семьями, была разработана анкета. В данной анкете уделялось внимание вопросам по проблеме социального неблагополучия детей, проживающих в семье; сущности и специфике межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска», нормативно-правовой базе, используемой специалистами, а также вопросам, затрагивающим государственную семейную политику.
Опрос проводился среди специалистов органов и учреждений системы профилактики города Магнитогорска. В опросе приняли участие 100 человек: из них 46% - социальные педагоги, работающие в средних общеобразовательных школах, 30% - специалисты социальной защиты населения, 14% - специалисты подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Ленинского и Правобережного районов, 6% - специалисты районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского и Правобережного районов, 4% - специалисты учреждения здравоохранения.
Результаты исследования показали, что основными проблемами современных семей с детьми являются материальные трудности, отсутствие отдельного жилья, проблема воспитании детей, ухудшение детско-родительских отношений, безработица и другие.
Главными факторами, формирующими семейное неблагополучие, являются: отсутствие контроля со стороны родителей их алкоголизм, разрушение семейных ценностей, жестокое обращение с детьми, ущемление прав детей, правовая некомпетентность семей и недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, низкая эффективность нормативно-правовой базы. Как показали результаты исследования, межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей «группы риска» является недостаточно эффективным и требует совершенствования. Центром такой работы, по нашему замыслу, является образовательное учреждение, а ключевой фигурой - социальный педагог.
Исходя из этого, был разработан и реализован в 2016-2017 г. проект «Дружная семья», направленный на совершенствование социального сопровождения семей группы риска (табл.2). Целью проекта являлось уменьшение числа семей «группы риска», переход их в категорию условно-адаптированных и, возможно, благополучных семей. Основная идея проекта заключалась в организации работы с семьей на базе образовательного учреждения и привлечения специалистов разных ведомств в соответствии с индивидуальным запросом семей - участников проекта на основе технологии кейс-менеджмента .
Таблица 2
Паспорт проекта «Дружная семья»
Наименование |
Школа по гармонизации детско-родительских отношений «Дружная семья» |
Основание для разработки проекта |
Уменьшение количества семей «группы риска», состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34». Своевременно оказанная социально-педагогическая и психологическая помощь семье позволит ей перейти в статус условно-адаптированной и возможно благополучной |
Цель проекта |
Содействовать межведомственному взаимодействию при оказании психолого-педагогической поддержки семьи «группы риска» |
Основные мероприятия |
Оперативное совещание при директоре школы. Совещания при зам. директора по воспитательной работе. Мероприятия для родителей. Мероприятия для детей |
реализации проекта |
Краткосрочный - 8 мес. С 30.09.2016 по 31.05.2017 г. (затем дети семей ГР в летний период будут находиться с 5 по 22 июня 2017 г. в школьном летнем лагере) |
Исполнители |
Администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ № 34», субъекты системы профилактики Ленинского района |
Ожидаемые результаты |
Повышение воспитательного потенциала семьи. Гармонизация детско-родительских отношений. Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность (совместное времяпрепровождение). Осознание важности сохранения семейных ценностей и традиций. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, правовых знаний, ответственности за воспитание детей. Улучшение психоэмоционального состояния детей и родителей |
Система контроля за исполнением проекта |
Текущий и заключительный контроль за реализацией проекта осуществляется зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 34» |
В проекте участвовали семьи «группы риска», состоящие на учёте в МУ «ЦСПСД» г. Магнитогорска, обучающиеся в МОУ «СОШ № 34», а также семьи полные и неполные, многодетные, семьи с неродными родителями, с опекаемыми детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
В ходе реализации проекта ожидаемым результатом является повышение ответственности родителей за воспитание детей, осознание родителями важности сохранения семейных ценностей, традиций; приобщение родителей проводить совместный досуг с детьми, улучшение жилищно-бытовых условий проживания детей в семье; нормализация психологического климата в семье, гармонизация детско-родительских отношений и пр.
Межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей с детьми в ходе реализации проекта было направлено на раннее выявление и решение проблем семьи, предотвращение семейного неблагополучия, помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. В проекте приняли участие субъекты системы профилактики Ленинского района г. Магнитогорска: ПДН ОП «Ленинский», МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района, отдел опеки и попечительства. Данные учреждения оказали социальное сопровождение семьям «группы риска» в виде социальной, психологической, педагогической, юридической видов помощи, помощь в трудоустройстве подростков и родителей, а также оказание срочных социальных услуг.
После реализации проекта по социальному сопровождению семей группы риска в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска был проведён опрос родителей, принявших участие в проекте. Опрос проводился среди родителей семей «группы риска», состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и состоящих на внутришкольном учете в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска. В опросе приняли участие 30 человек, из них: 80% - женщины, и 20% - мужчины. Возрастная структура опрашиваемых респондентов выглядит следующим образом: 27-30 лет - 20%; 31-40 лет - 50%; 41 и старше - 30%.
Подавляющее большинство (50%) опрошенных семей относятся к неполным семьям. По типу семьи распределились следующим образом: по 20% - полные семьи и семьи с неродным родителем; 10% - опекунская. Также в проекте приняли участие многодетные и малообеспеченные семьи, которым в процессе реализации проекта была оказана превентивная помощь.
Ответ на вопрос «Какие мероприятия, реализуемые в ходе проекта, Вам больше всего понравились?» выявил, что психолого-педагогические практикумы, а именно тренинги для родителей и приёмы релаксации, понравились 40% респондентов; совместная деятельность родителей и детей, особенно новогодняя елка и поездка в ДООУ «Уральские Зори» - 25%; психолого-педагогические консультации - 20%; педагогические поручения - 10%. Это говорит о том, что родителей заинтересовали мероприятия, повышающие их психолого-педагогическую грамотность, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.
При ответе на вопрос «По Вашему мнению, все ли мероприятия проекта были полезными, интересными и содержательными для Вас» 80% родителей ответили положительно; 15% затруднились ответить, и только 5% ответили отрицательно. Это показывает, что большее число участников проекта положительно оценивают свое участие в нем и готовность решать накопившиеся проблемы.
На вопрос «Намерены ли вы в дальнейшем обращаться в социально-педагогическую службу школы для решения проблем семьи?» 100% родителей ответили положительно.
В результате реализации проекта по социальному сопровождению число семей группы риска, принявших участие в проекте и состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34», уменьшилось с 21 до 5. Численность неблагополучных семей, состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и участвовавших в проекте, также уменьшилась с 10 до 6.
На основании изученного отечественного опыта межведомственного взаимодействия и на основании результатов исследования нами было разработано усовершенствованное «Положение межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей "группы риска"», направленное на совершенствование работы по выявлению нуждаемости семей с детьми в оказании им помощи посредством социального сопровождения. Данное положение одобрено ГКДНиЗП Администрации г. Магнитогорска (подписан акт о внедрении).
1. Исследование позволило установить, что межведомственному взаимодействию при сопровождении семей группы риска уделяется достаточно много внимания как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны государства, что находит проявление во множестве научных статей и специальных публикаций по теме, с одной стороны, и в совершенствовании нормативно-правовой базы, с другой. Однако при этом количество семей «группы риска» не уменьшается, и существует опасность их перехода в категорию семей социально опасного положения.
2. В статье представлена модель, отражающая специфику межведомственного взаимодействия при комплексном решении проблем семьи. При этом из общей стройной системы межведомственного взаимодействия исключено звено «образовательное учреждение». Этот факт сказывается на эффективности работы с семьями группы риска, что подтверждает мнение специалистов, работающих в системе профилактики.
3. Для совершенствования системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска» требуется организация работы в образовательных учреждениях, позволяющая реализовать основные идеи превентивного подхода.
4. В статье показано, что создание целевых проектов, реализуемых на базе образовательного учреждения, интегрирующих усилия различных ведомств, является эффективным средством совершенствования межведомственного взаимодействия при работе с семьей группы риска в образовательном учреждении.
Библиографическая ссылка
Петушкова О.Г., Ахлюстина Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27232 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Алиева Наида Дагировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад "Елочка"
Населённый пункт:
ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Дата публикации:
29.01.2016
Раздел:
дошкольное образование
Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей
В качестве двух наиболее важных институтов социализации ребенка
выступает семья и дошкольные образовательные учреждения. Воспипательные
функции данных институтов значительно различаются между собой, но не
обходимо, чтобы эти функции дополняли друг друга, поскольку только в этом
случае можно добиться всестороннего развития ребенка.
В настоящее время достаточно трудно вырастить ребенка достойным
членом общества, поскольку каждя семья подвергается давлению проблем
социального, экономического, политического характера и т.д. В попытке
противостоять этим проблемам крайне сложно поддерживать благоприятный
социально-психологический климат в семье, которыя является необходимым
условием для того, чтобы вырастить ребенка полноценной личностью. Особенно
это касается периода дошкольного детства, поскольку дошкольный возраст – один
из наиболее важных в жизни человека, а то, каким он будет, зависит, в первую
очередь, от тех взрослых, которые окружают ребенка – его родителей и
воспитателей в дошкольном образовательном учреждении.
Последние десятилетия характеризуются целым рядом крайне негативных
тенденций, основными из котороых можно назвать следующие:
- родители нередко живут в незарегистрированном браке, который через достаточно
короткое время прекращается и детям приходится жить в неполной семье;
1
- крайне низкий образовательный уровень родителей (особенно это касается
молодых
родителей
в
возрасте
18-23
лет).
У
таких
родителей
отсутствуют
необходимые знания об особенностях развития детей дошкольного возраста, что
приводит к все большему распространению случаев педагогической запущенности
детей;
- крайняя занятость родителей (с условиях экономического кризиса, как правило,
обоим родителям приходится работать, и часто не на одной работе), что приводит к
недостатку времени на общение с ребенком;
-
качество
времени,
проводимого
родителями
с
ребенком,
падает
катастрофически. Вместо того, чтобы играть с ребенком, участвовать в совместных
развивающих
занятиях
и
т.д.,
родители
зачастую
отделываются
от
ребенка
покупкой дорогих игрушек и разрешением бесконтрольно смотреть телевизор, что
негативным образом сказывается на развитии детей дошкольного возраста.
Перед любым воспитателем детского сада всегда встает вопрос: что же именно
нужно сделать для того, чтобы укрепить связь семьи и детского сада с целью
всестороннего и качественного развития личности ребенка дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада должен строить свою работу с семьей таким образом,
чтобы:
-
попытаться
предотвратить
авторитарное
поведение
родителей
во
взаимоотношениях с ребенком;
- донести до родителей мысль о том, что все дети уникальны и нельзя
сравнивать своего ребенка с другими детьми с каких бы то ни было позиций;
- определить слабые и сильные стороны своего ребенка и учитывать их в
процессе воспитания;
- оказывать своему ребенку максимальную эмоциональную поддержку.
2
Система работы с семьями детей должна выстраиваться с опорой на те цели и
задачи, которые ставятся перед работниками ДОУ для того, чтобы максимально
эффективно взаимодействовать с семьей.
В работе с родителями мы используем различные формы, помогающие
сближению воспитателя и родителей, приближающие семью к ДОУ и помогающие
определить максимально эффективные направления воспитательного влияния на
ребенка дошкольного возраста. Среди таких форм можно назвать следующие:
- проведение собраний с родителями (как групповых, так и индивидуальных);
- проведение педагогических бесед с родителями детей;
- проведение круглых столов с родителями детей группы;
- организация «родительских уголков» с актуальной информацией о том, что
просиходит в детском саду;
- работа с родительским комитетом.
-
п р и в л е ч е н и е
р о д и т е л е й
в
о ф о р м л е н и и
г р у п п ы.
-участие
родителей
в
подготовке
и
проведении
праздников,
досугов,
утренние приветствия, участие в различных конкурсах.
В том случае, если родители отказываются идти на личный контакт с
воспитателем, можно использовать следующее:
1. Доска объявлений, на которых можно вывешивать информацию о:
родительских
собраниях,
запланированных
в
детском
саду
мероприятиях,
расписании образовательной деятельности. Информация, представленная на досках
объявлений, может дублироваться в устной форме либо дополнять то, что уже было
в беседах с родителями.
2. Брошюры и буклеты, которые помогут родителям глубже ознакомиться с
информацией о деятельности ДОУ.
3. Информационные бюллетени, которые могут быть представлены как в
бумажной, так и в электронной форме (последнее предпочительнее в крупных
3
городах,
где
семьи
могут
жить
достаточно
далеко
от
детского
сада).
Такие
бюллетени могут рассылаться родителями 1-2 раза в месяц с целью:
- информирования родителей о различных мероприятиях, проходящих в детском
саду (праздники, спектакли, экскурсии и т.д.);
- описания наиболее значимых событий, происходящих в детском саду;
- более детального описания видов занятий, которые проводятся в детском саду,
а также возможных направлений поддержки таких занятий в домашних условиях;
- изложения идей, которые помогут в более понятном виде преподнести ту тему,
которая
в
данный
момент
идет
в
группе
(например:
«Моя
Семья»,
«Правила
дорожного движения» и т.д.);
- вынесения благодарностей родителям, активно участвующим в жизни детского
сада;
- просьба родителям о чем-либо (например: о подготовке карнавальных
костюмов детям на Новый год и т.д.).
4. Индивидуальные «кармашки». Такие кармаршки можно повесить на
внутреннюю
сторону
шкафчиков
и
складывать
в
них
записки
воспитателя
о
достижениях и неудачах ребенка, рекомендации родителям и т.д.
5. Дневники детей, которые передаются от воспитателя к родителям и обратно и
которых может содежаться информация об: особых событиях в жизни ребенка, его
здоровье, личностном росте и т.д.
6. Ящики для предложений, в которые родители могут складывать записки, где в
анонимной форме могут выразить свое отношение к тому, что происходит в группе,
дать
какие-либо
советы
воспитателю,
изложить
свои
соображения
на
процесс
воспитания и т.д. Данный способ особенно подходит для тех родителей, которые по
каким-либо причинам не могут или не хотят озвучить свои мысли вслух.
Еще одной весьма эффективной формой являются совместные творческие
занятия родителей с детьми, направленные на выполнение заданий в домашних
4
условиях с тем, чтобы потом принести результаты в детский сад. Из таких работ
потом
можно
устроить
выставку
в
группе.
Подобная
совместная
творческая
деятельность всегда объединяет родителей, детей и педагогов ДОУ и служит еще
одним
средством
выстраивания
партнерских
отношений
воспитателей
детского
сада с родителями.
Современные стандарты дошкольного образования предполагают использование
инновационных технологий, но ни одна из них, даже наиболее адаптированная к
потребностям
ребенка
не
сможет
быть
эффективной,
если
семья
оказывается
выключенной
из
процесса
взаимодействия
с
ребенком.
Ребенок
не
может
существовать в отрыве от семьи. Если нет взаимодействия между ДОУ и семьей, то
ребенок оказывается между двух систем, которые не сообщаются между собой, что
самым пагубным образом сказывается на его развитии и личностном благополучии.
Дошкольное образовательное учреждение и семья должны стать для ребенка
открытыми. Это вовсе не означает, что условия дома должны повторять условия
детского сада, а детский сад будет заниматься решением проблем в семье. Самое
главное – это атмосфера доверия, взаимопонимания и добра между родителями
ребенка и педагогами ДОУ. Только в таком случае можно бужет создать условия,
которые помогут ребенку максимально раскрыть его способности и возможности.
Формы работы с семьей, перечисленные выше, не являются чем-то устоявшимся
и единственно правильным, они могут быть адаптированы под конкретный детский
сад и конкретную семью. Если родителей удастся привлечь больше участвовать в
диалоге с педагогами ДОУ, то это самым положительным образом скажется на
развитии детей.
5
Общие задачи (раскрытие сущностных сил человека, развитие задатков, интересов, активности ребенка, его инициативы и творчества) должны объединить два образовательно-воспитательных института – семью и школу, которые создают воспитывающую среду.
Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.
Такая позиция школы тесно связана с определением и точным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ученика как субъекта семейных воспитательных отношений. От этого зависит также понимание ученика как индивидуальности и личности, что позволяет выбрать адекватно его особенностям пути и средства воспитания.
В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других.
В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.
Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.
Отсюда следует необходимость изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед за репродуктивной.
Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как особой эпохи в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.
Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно – воспитательном процессе в интересах детей.
Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях:
1.Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями.
2.Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе.
3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.
4.Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.
5.Главное направление в сотрудничестве – развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.
6.Учитель должен владеть диагностической воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально - личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности воспитательные возможности. Изучение семьи -–это деликатное дело, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителей обогащения психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы.
Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу.
Ситуация, конечно, плачевная. Так как же "привлечь" родителей к воспитанию собственного дитя?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы организации взаимодействия
образовательной организации и семьи.
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу.
Ситуация, конечно, плачевная. Так как же "привлечь" родителей к воспитанию собственного дитя?
Попробуем сначала определить основные причины, тормозящие взаимодействие педагогов и родителей. Я могу выделить следующие проблемы:
- низкая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;
- иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;
Недооценка потенциала семьи;
- отстраненность от пожеланий родителей, вследствие иногда завышенных требований к педагогу;
- отсутствие понимания у родителей самоценности дошкольного периода, дошкольного детства;
- низкий социально-культурный уровень семьи;
- низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей.
С чего же начать работу по взаимодействию педагогу? В первую очередь нужно постоянно заниматься повышением собственной компетентности. Педагог для родителя должен выступать специалистом, всегда готовым оказать консультативную помощь. Со стороны воспитателя всегда должно быть чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах садика, но и к тому, что происходит в его семье. Да, конечно, информационные стенды существуют в каждой образовательной организации. Но чаще всего, они носят формальный характер, да и родители, чаще всего из-за своей постоянной спешки, не заглядывают туда. Поэтому очень важно живое общение. Родители должны видеть заинтересованность воспитателя в вопросах развития дошкольника, должны чувствовать, что к ребенку проявляется индивидуальный подход. Обычно, я начинаю разговор с фразы "... я переживаю за вашего ребенка", "хорошо бы, если бы вы сделали то-то и то-то...". Ни в коем случае педагог не должен выступать в роли обвинителя или "поучателя", постоянно оценивающего поступки родителей. Роль воспитателя - помочь, подсказать, направить.
Еще одна проблема - это отсутствие единых требований к ребенку. В садике - одни требования, дома - другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.
Важно проводить мероприятия, совместные с родителями, организовывать совместную деятельность ребенка с родителями; проводить мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи.
1. Совместные мероприятия с родителями. Чаще всего бывает так, что на всех праздниках родители выступают в роли зрителей. Да, торжественные мероприятия, четко организованные, должны иметь место в детском образовательном учреждении.Но нельзя недооценивать и роли "свободного" общения, создание приближенной к "домашней" обстановки. Мы регулярно проводим групповые чаепития (где родители выступают не только в роли зрителя, но и в роли участников), совместные экскурсии, совместные посещения мероприятий вне стен садика. Это позволяет не только наладить общение педагога с семьей, но иногда и просто позволить родителям выделить время для полноценного общения с собственным ребенком. Изготавливаем подарки и поделки, проявляя интерес к событиям, происходящим в семьях воспитанников (дни рождения родителей и т.д.)
2. Организация совместной деятельности ребенка с родителями. В нашей группе проводятся сезонные выставки совместного семейного творчества; выставки, приуроченные к знаменательным датам; тематические выставки на темы комплексно-тематического планирования детского сада. Родители готовят совместные доклады к занятиям, беседам, фоторепортажи (старшие дошкольники).
3. Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Важно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме: круглые столы, тренинги, обсуждение педагогических ситуаций и проблем, характерных для разных возрастных периодов развития дошкольника. Также мы постоянно проводим анкетирование для родителей, для выяснения проблем и определения пожеланий родителей.
В заключение хочу сказать, что любое взаимодействие должно иметь целью создание "ситуации успеха". Если вы говорили о проблемах ребенка, не забудьте и отметить его даже самое небольшое достижение, расскажите об этом родителям. Хвалите и родителей, если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда "ситуация успеха" творит просто чудеса.