Проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Проблемы организации взаимодействия образовательной организации с родителями как субъектом влияния на школу Современные проблемы взаимодействия дошкольного

1

В статье представлено описание существующей системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска. Рассмотрено понятие «семья группы риска» и система межведомственного взаимодействия при работе с проблемными семьями. Основное внимание уделено изучению существующей системы межведомственного взаимодействия и изучению ее эффективности. Представлена модель организации социального сопровождения семей с детьми и результаты анкетирования специалистов, работающих в системе профилактики, позволившие выявить специфику межведомственного взаимодействия. В статье обосновывается необходимость организации и координации работы на базе образовательного учреждения. Представляется паспорт проекта «Дружная семья», направленного на работы с семьями группы риска на базе образовательного учреждения. Описываются результаты анкетирования участников проекта. Называются наиболее востребованные участниками проекта мероприятия. Приводятся сведения о динамике состоящих на учете семей.

семья группы риска

семья социально опасном положении (соп)

межведомственное взаимодействие

превентивный подход

образовательная организация

1. Алексеева Л.С. Российская семья в условиях социальных рисков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 1. – С. 42-51.

2. Бутаева М.А. Причины и угрозы кризиса семьи в современной России (философские аспекты) // Социальная политика и социология. – 2010. – № 2. – С. 63-67.

3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход (пособие для социальных работников и педагогов): монография. – М.: Изд-во Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2009. – 111 с.

4. Широкалова Г.С. Семья из группы риска в повседневности бытия // Семья: феноменология повседневности: коллективная монография. – Н. Новгород, 2016. – С. 61-77.

5. Маметьева О.С., Кузьменко Н.И. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международ. науч.-практ. конф.: в 4-х частях. – Научный центр «Диспут», 2015. – С. 106-108.

6. Барсукова Т.М. Профилактика семейного неблагополучия на новом рубеже социальной работы // Социальное обслуживание. – 2011. – № 9. – С. 37-39.

7. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социс. – 2009. – № 7. – С. 109-113.

8. Ахлюстина Е.В., Петушкова О.Г Алгоритм реализации кейс-менеджмента в деятельности специалистов по сопровождению семей «группы риска» // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электронный сборник статей по материалам XIX студенческой междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 216-224.

Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно исследованиям российских социологов (Алексеева Л.С. , Карцева Л.В. и др.) для начала XXI века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия. Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска». Изучением данной проблемы занимались отечественные учёные: Беличева С.А. , Широкалова Г.С. , Маметьева О.С. и Кузьменко Н.И. и др.

«Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. Основной причиной отнесения семей к категории «группы риска» являются сложные жизненные обстоятельства, семейное неблагополучие. Ситуацию семейного неблагополучия ученые (Барсукова Т.М. , Беличева С.А. , Мустаева Ф.А. и др.) рассматривают как ситуацию затруднения либо невыполнимости семьёй в полной мере её главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зависимости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение (СОП). Особенностью таких семей является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка.

Методы исследования. В статье представлен анализ педагогической и специальной литературы, результаты анкетирования (специалистов в области социального сопровождения семей) и участников проекта.

Цель статьи - описание существующей системы работы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска.

При всех усилиях государства и различных ведомств, направленных на сохранение семейного благополучия, из года в год растет количество семей, отличающихся неблагополучием. В таблице представлена статистика семейного неблагополучия и её динамика по г. Магнитогорску с 2013 по 2016 г., подтверждающая теоретические выводы ученых (табл.1).

Таблица 1

Статистические данные о семьях, состоящих на учете в г. Магнитогорске

Всего, состоящих на учёте

Семья «группы риска»

Семья, находящаяся в социально опасном положении

По статистике, за 2013-2015 годы произошло увеличение семей, находящихся в социально опасном положении, но прослеживается динамика значительного уменьшения семей и детей категории «группа риска» в период 2014-2016 годы. В 2016 году, наоборот, впервые произошло значительное снижение СОП, но наблюдается увеличение количества детей, проживающих в них. Данная статистика говорит о том, что к категории семей, находящихся в социально опасном положении, чаще стали относиться многодетные семьи, так как количество семей уменьшилось, а численность детей возросла.

Исследователи единогласны во мнении, что эффективными мерами в деятельности субъектов при работе с семьями «группы риска» являются меры ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семей группы риска и минимизирован риск перехода в группу семей СОП. В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно в тесном сотрудничестве всех специалистов, в том числе специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация результативного межведомственного взаимодействия.

Ориентируясь на задачу - повышение эффективности социального сопровождения семей группы риска, разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принята для исполнения во всех субъектах Российской Федерации модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми. На её основе разработана модель организации социального сопровождения семей (рисунок).

Модель организации социального сопровождения семей с детьми

Из модели следует, что работа, осуществляемая с семьями, многоаспектна. Основой ее является составление индивидуальной программы социального сопровождения семьи (ИП ССС). При этом модель работы ориентирована на формальные показатели, и из нее «выпадает» несовершеннолетний, зачастую являющийся страдающим при неблагоприятных внутрисемейных отношениях. Для изучения мнения специалистов органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений, работающих с несовершеннолетними и их семьями, была разработана анкета. В данной анкете уделялось внимание вопросам по проблеме социального неблагополучия детей, проживающих в семье; сущности и специфике межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска», нормативно-правовой базе, используемой специалистами, а также вопросам, затрагивающим государственную семейную политику.

Опрос проводился среди специалистов органов и учреждений системы профилактики города Магнитогорска. В опросе приняли участие 100 человек: из них 46% - социальные педагоги, работающие в средних общеобразовательных школах, 30% - специалисты социальной защиты населения, 14% - специалисты подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Ленинского и Правобережного районов, 6% - специалисты районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского и Правобережного районов, 4% - специалисты учреждения здравоохранения.

Результаты исследования показали, что основными проблемами современных семей с детьми являются материальные трудности, отсутствие отдельного жилья, проблема воспитании детей, ухудшение детско-родительских отношений, безработица и другие.

Главными факторами, формирующими семейное неблагополучие, являются: отсутствие контроля со стороны родителей их алкоголизм, разрушение семейных ценностей, жестокое обращение с детьми, ущемление прав детей, правовая некомпетентность семей и недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, низкая эффективность нормативно-правовой базы. Как показали результаты исследования, межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей «группы риска» является недостаточно эффективным и требует совершенствования. Центром такой работы, по нашему замыслу, является образовательное учреждение, а ключевой фигурой - социальный педагог.

Исходя из этого, был разработан и реализован в 2016-2017 г. проект «Дружная семья», направленный на совершенствование социального сопровождения семей группы риска (табл.2). Целью проекта являлось уменьшение числа семей «группы риска», переход их в категорию условно-адаптированных и, возможно, благополучных семей. Основная идея проекта заключалась в организации работы с семьей на базе образовательного учреждения и привлечения специалистов разных ведомств в соответствии с индивидуальным запросом семей - участников проекта на основе технологии кейс-менеджмента .

Таблица 2

Паспорт проекта «Дружная семья»

Наименование

Школа по гармонизации детско-родительских отношений

«Дружная семья»

Основание для

разработки проекта

Уменьшение количества семей «группы риска», состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34». Своевременно оказанная социально-педагогическая и психологическая помощь семье позволит ей перейти в статус условно-адаптированной и возможно благополучной

Цель проекта

Содействовать межведомственному взаимодействию при оказании психолого-педагогической поддержки семьи «группы риска»

Основные

мероприятия

Оперативное совещание при директоре школы.

Совещания при зам. директора по воспитательной работе.

Мероприятия для родителей.

Мероприятия для детей

реализации проекта

Краткосрочный - 8 мес. С 30.09.2016 по 31.05.2017 г. (затем дети семей ГР в летний период будут находиться с 5 по 22 июня 2017 г. в школьном летнем лагере)

Исполнители

Администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ № 34», субъекты системы профилактики Ленинского района

Ожидаемые

результаты

Повышение воспитательного потенциала семьи.

Гармонизация детско-родительских отношений.

Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность (совместное времяпрепровождение).

Осознание важности сохранения семейных ценностей и традиций.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, правовых знаний, ответственности за воспитание детей.

Улучшение психоэмоционального состояния детей и родителей

Система контроля за исполнением проекта

Текущий и заключительный контроль за реализацией проекта осуществляется зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 34»

В проекте участвовали семьи «группы риска», состоящие на учёте в МУ «ЦСПСД» г. Магнитогорска, обучающиеся в МОУ «СОШ № 34», а также семьи полные и неполные, многодетные, семьи с неродными родителями, с опекаемыми детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

В ходе реализации проекта ожидаемым результатом является повышение ответственности родителей за воспитание детей, осознание родителями важности сохранения семейных ценностей, традиций; приобщение родителей проводить совместный досуг с детьми, улучшение жилищно-бытовых условий проживания детей в семье; нормализация психологического климата в семье, гармонизация детско-родительских отношений и пр.

Межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей с детьми в ходе реализации проекта было направлено на раннее выявление и решение проблем семьи, предотвращение семейного неблагополучия, помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. В проекте приняли участие субъекты системы профилактики Ленинского района г. Магнитогорска: ПДН ОП «Ленинский», МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района, отдел опеки и попечительства. Данные учреждения оказали социальное сопровождение семьям «группы риска» в виде социальной, психологической, педагогической, юридической видов помощи, помощь в трудоустройстве подростков и родителей, а также оказание срочных социальных услуг.

После реализации проекта по социальному сопровождению семей группы риска в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска был проведён опрос родителей, принявших участие в проекте. Опрос проводился среди родителей семей «группы риска», состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и состоящих на внутришкольном учете в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска. В опросе приняли участие 30 человек, из них: 80% - женщины, и 20% - мужчины. Возрастная структура опрашиваемых респондентов выглядит следующим образом: 27-30 лет - 20%; 31-40 лет - 50%; 41 и старше - 30%.

Подавляющее большинство (50%) опрошенных семей относятся к неполным семьям. По типу семьи распределились следующим образом: по 20% - полные семьи и семьи с неродным родителем; 10% - опекунская. Также в проекте приняли участие многодетные и малообеспеченные семьи, которым в процессе реализации проекта была оказана превентивная помощь.

Ответ на вопрос «Какие мероприятия, реализуемые в ходе проекта, Вам больше всего понравились?» выявил, что психолого-педагогические практикумы, а именно тренинги для родителей и приёмы релаксации, понравились 40% респондентов; совместная деятельность родителей и детей, особенно новогодняя елка и поездка в ДООУ «Уральские Зори» - 25%; психолого-педагогические консультации - 20%; педагогические поручения - 10%. Это говорит о том, что родителей заинтересовали мероприятия, повышающие их психолого-педагогическую грамотность, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

При ответе на вопрос «По Вашему мнению, все ли мероприятия проекта были полезными, интересными и содержательными для Вас» 80% родителей ответили положительно; 15% затруднились ответить, и только 5% ответили отрицательно. Это показывает, что большее число участников проекта положительно оценивают свое участие в нем и готовность решать накопившиеся проблемы.

На вопрос «Намерены ли вы в дальнейшем обращаться в социально-педагогическую службу школы для решения проблем семьи?» 100% родителей ответили положительно.

В результате реализации проекта по социальному сопровождению число семей группы риска, принявших участие в проекте и состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34», уменьшилось с 21 до 5. Численность неблагополучных семей, состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и участвовавших в проекте, также уменьшилась с 10 до 6.

На основании изученного отечественного опыта межведомственного взаимодействия и на основании результатов исследования нами было разработано усовершенствованное «Положение межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей "группы риска"», направленное на совершенствование работы по выявлению нуждаемости семей с детьми в оказании им помощи посредством социального сопровождения. Данное положение одобрено ГКДНиЗП Администрации г. Магнитогорска (подписан акт о внедрении).

1. Исследование позволило установить, что межведомственному взаимодействию при сопровождении семей группы риска уделяется достаточно много внимания как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны государства, что находит проявление во множестве научных статей и специальных публикаций по теме, с одной стороны, и в совершенствовании нормативно-правовой базы, с другой. Однако при этом количество семей «группы риска» не уменьшается, и существует опасность их перехода в категорию семей социально опасного положения.

2. В статье представлена модель, отражающая специфику межведомственного взаимодействия при комплексном решении проблем семьи. При этом из общей стройной системы межведомственного взаимодействия исключено звено «образовательное учреждение». Этот факт сказывается на эффективности работы с семьями группы риска, что подтверждает мнение специалистов, работающих в системе профилактики.

3. Для совершенствования системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска» требуется организация работы в образовательных учреждениях, позволяющая реализовать основные идеи превентивного подхода.

4. В статье показано, что создание целевых проектов, реализуемых на базе образовательного учреждения, интегрирующих усилия различных ведомств, является эффективным средством совершенствования межведомственного взаимодействия при работе с семьей группы риска в образовательном учреждении.

Библиографическая ссылка

Петушкова О.Г., Ахлюстина Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27232 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Алиева Наида Дагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Елочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Дата публикации: 29.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Современные проблемы взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей
В качестве двух наиболее важных институтов социализации ребенка выступает семья и дошкольные образовательные учреждения. Воспипательные функции данных институтов значительно различаются между собой, но не обходимо, чтобы эти функции дополняли друг друга, поскольку только в этом случае можно добиться всестороннего развития ребенка. В настоящее время достаточно трудно вырастить ребенка достойным членом общества, поскольку каждя семья подвергается давлению проблем социального, экономического, политического характера и т.д. В попытке противостоять этим проблемам крайне сложно поддерживать благоприятный социально-психологический климат в семье, которыя является необходимым условием для того, чтобы вырастить ребенка полноценной личностью. Особенно это касается периода дошкольного детства, поскольку дошкольный возраст – один из наиболее важных в жизни человека, а то, каким он будет, зависит, в первую очередь, от тех взрослых, которые окружают ребенка – его родителей и воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Последние десятилетия характеризуются целым рядом крайне негативных тенденций, основными из котороых можно назвать следующие: - родители нередко живут в незарегистрированном браке, который через достаточно короткое время прекращается и детям приходится жить в неполной семье; 1
- крайне низкий образовательный уровень родителей (особенно это касается молодых родителей в возрасте 18-23 лет). У таких родителей отсутствуют необходимые знания об особенностях развития детей дошкольного возраста, что приводит к все большему распространению случаев педагогической запущенности детей; - крайняя занятость родителей (с условиях экономического кризиса, как правило, обоим родителям приходится работать, и часто не на одной работе), что приводит к недостатку времени на общение с ребенком; - качество времени, проводимого родителями с ребенком, падает катастрофически. Вместо того, чтобы играть с ребенком, участвовать в совместных развивающих занятиях и т.д., родители зачастую отделываются от ребенка покупкой дорогих игрушек и разрешением бесконтрольно смотреть телевизор, что негативным образом сказывается на развитии детей дошкольного возраста. Перед любым воспитателем детского сада всегда встает вопрос: что же именно нужно сделать для того, чтобы укрепить связь семьи и детского сада с целью всестороннего и качественного развития личности ребенка дошкольного возраста. Воспитатель детского сада должен строить свою работу с семьей таким образом, чтобы: - попытаться предотвратить авторитарное поведение родителей во взаимоотношениях с ребенком; - донести до родителей мысль о том, что все дети уникальны и нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми с каких бы то ни было позиций; - определить слабые и сильные стороны своего ребенка и учитывать их в процессе воспитания; - оказывать своему ребенку максимальную эмоциональную поддержку. 2
Система работы с семьями детей должна выстраиваться с опорой на те цели и задачи, которые ставятся перед работниками ДОУ для того, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с семьей. В работе с родителями мы используем различные формы, помогающие сближению воспитателя и родителей, приближающие семью к ДОУ и помогающие определить максимально эффективные направления воспитательного влияния на ребенка дошкольного возраста. Среди таких форм можно назвать следующие: - проведение собраний с родителями (как групповых, так и индивидуальных); - проведение педагогических бесед с родителями детей; - проведение круглых столов с родителями детей группы; - организация «родительских уголков» с актуальной информацией о том, что просиходит в детском саду; - работа с родительским комитетом.
-
п р и в л е ч е н и е р о д и т е л е й в о ф о р м л е н и и г р у п п ы. -участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, утренние приветствия, участие в различных конкурсах. В том случае, если родители отказываются идти на личный контакт с воспитателем, можно использовать следующее: 1. Доска объявлений, на которых можно вывешивать информацию о: родительских собраниях, запланированных в детском саду мероприятиях, расписании образовательной деятельности. Информация, представленная на досках объявлений, может дублироваться в устной форме либо дополнять то, что уже было в беседах с родителями. 2. Брошюры и буклеты, которые помогут родителям глубже ознакомиться с информацией о деятельности ДОУ. 3. Информационные бюллетени, которые могут быть представлены как в бумажной, так и в электронной форме (последнее предпочительнее в крупных 3
городах, где семьи могут жить достаточно далеко от детского сада). Такие бюллетени могут рассылаться родителями 1-2 раза в месяц с целью: - информирования родителей о различных мероприятиях, проходящих в детском саду (праздники, спектакли, экскурсии и т.д.); - описания наиболее значимых событий, происходящих в детском саду; - более детального описания видов занятий, которые проводятся в детском саду, а также возможных направлений поддержки таких занятий в домашних условиях; - изложения идей, которые помогут в более понятном виде преподнести ту тему, которая в данный момент идет в группе (например: «Моя Семья», «Правила дорожного движения» и т.д.); - вынесения благодарностей родителям, активно участвующим в жизни детского сада; - просьба родителям о чем-либо (например: о подготовке карнавальных костюмов детям на Новый год и т.д.). 4. Индивидуальные «кармашки». Такие кармаршки можно повесить на внутреннюю сторону шкафчиков и складывать в них записки воспитателя о достижениях и неудачах ребенка, рекомендации родителям и т.д. 5. Дневники детей, которые передаются от воспитателя к родителям и обратно и которых может содежаться информация об: особых событиях в жизни ребенка, его здоровье, личностном росте и т.д. 6. Ящики для предложений, в которые родители могут складывать записки, где в анонимной форме могут выразить свое отношение к тому, что происходит в группе, дать какие-либо советы воспитателю, изложить свои соображения на процесс воспитания и т.д. Данный способ особенно подходит для тех родителей, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят озвучить свои мысли вслух. Еще одной весьма эффективной формой являются совместные творческие занятия родителей с детьми, направленные на выполнение заданий в домашних 4
условиях с тем, чтобы потом принести результаты в детский сад. Из таких работ потом можно устроить выставку в группе. Подобная совместная творческая деятельность всегда объединяет родителей, детей и педагогов ДОУ и служит еще одним средством выстраивания партнерских отношений воспитателей детского сада с родителями. Современные стандарты дошкольного образования предполагают использование инновационных технологий, но ни одна из них, даже наиболее адаптированная к потребностям ребенка не сможет быть эффективной, если семья оказывается выключенной из процесса взаимодействия с ребенком. Ребенок не может существовать в отрыве от семьи. Если нет взаимодействия между ДОУ и семьей, то ребенок оказывается между двух систем, которые не сообщаются между собой, что самым пагубным образом сказывается на его развитии и личностном благополучии. Дошкольное образовательное учреждение и семья должны стать для ребенка открытыми. Это вовсе не означает, что условия дома должны повторять условия детского сада, а детский сад будет заниматься решением проблем в семье. Самое главное – это атмосфера доверия, взаимопонимания и добра между родителями ребенка и педагогами ДОУ. Только в таком случае можно бужет создать условия, которые помогут ребенку максимально раскрыть его способности и возможности. Формы работы с семьей, перечисленные выше, не являются чем-то устоявшимся и единственно правильным, они могут быть адаптированы под конкретный детский сад и конкретную семью. Если родителей удастся привлечь больше участвовать в диалоге с педагогами ДОУ, то это самым положительным образом скажется на развитии детей. 5

Общие задачи (раскрытие сущностных сил человека, развитие задатков, интересов, активности ребенка, его инициативы и творчества) должны объединить два образовательно-воспитательных института – семью и школу, которые создают воспитывающую среду.

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.

Такая позиция школы тесно связана с определением и точным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ученика как субъекта семейных воспитательных отношений. От этого зависит также понимание ученика как индивидуальности и личности, что позволяет выбрать адекватно его особенностям пути и средства воспитания.

В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других.

В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.

Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.

Отсюда следует необходимость изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед за репродуктивной.

Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как особой эпохи в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.

Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно – воспитательном процессе в интересах детей.

Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях:

1.Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями.

2.Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе.

3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.

4.Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.

5.Главное направление в сотрудничестве – развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.

6.Учитель должен владеть диагностической воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально - личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности воспитательные возможности. Изучение семьи -–это деликатное дело, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителей обогащения психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы.

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу.
Ситуация, конечно, плачевная. Так как же "привлечь" родителей к воспитанию собственного дитя?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы организации взаимодействия

образовательной организации и семьи.

Из опыта работы воспитателя ДОУ

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу.
Ситуация, конечно, плачевная. Так как же "привлечь" родителей к воспитанию собственного дитя?


Попробуем сначала определить основные причины, тормозящие взаимодействие педагогов и родителей. Я могу выделить следующие проблемы:


- низкая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;
- иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;

Недооценка потенциала семьи;
- отстраненность от пожеланий родителей, вследствие иногда завышенных требований к педагогу;
- отсутствие понимания у родителей самоценности дошкольного периода, дошкольного детства;
- низкий социально-культурный уровень семьи;
- низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей.

С чего же начать работу по взаимодействию педагогу? В первую очередь нужно постоянно заниматься повышением собственной компетентности. Педагог для родителя должен выступать специалистом, всегда готовым оказать консультативную помощь. Со стороны воспитателя всегда должно быть чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах садика, но и к тому, что происходит в его семье. Да, конечно, информационные стенды существуют в каждой образовательной организации. Но чаще всего, они носят формальный характер, да и родители, чаще всего из-за своей постоянной спешки, не заглядывают туда. Поэтому очень важно живое общение. Родители должны видеть заинтересованность воспитателя в вопросах развития дошкольника, должны чувствовать, что к ребенку проявляется индивидуальный подход. Обычно, я начинаю разговор с фразы "... я переживаю за вашего ребенка", "хорошо бы, если бы вы сделали то-то и то-то...". Ни в коем случае педагог не должен выступать в роли обвинителя или "поучателя", постоянно оценивающего поступки родителей. Роль воспитателя - помочь, подсказать, направить.
Еще одна проблема - это отсутствие единых требований к ребенку. В садике - одни требования, дома - другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.
Важно проводить мероприятия, совместные с родителями, организовывать совместную деятельность ребенка с родителями; проводить мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи.


1. Совместные мероприятия с родителями. Чаще всего бывает так, что на всех праздниках родители выступают в роли зрителей. Да, торжественные мероприятия, четко организованные, должны иметь место в детском образовательном учреждении.Но нельзя недооценивать и роли "свободного" общения, создание приближенной к "домашней" обстановки. Мы регулярно проводим групповые чаепития (где родители выступают не только в роли зрителя, но и в роли участников), совместные экскурсии, совместные посещения мероприятий вне стен садика. Это позволяет не только наладить общение педагога с семьей, но иногда и просто позволить родителям выделить время для полноценного общения с собственным ребенком. Изготавливаем подарки и поделки, проявляя интерес к событиям, происходящим в семьях воспитанников (дни рождения родителей и т.д.)

2. Организация совместной деятельности ребенка с родителями. В нашей группе проводятся сезонные выставки совместного семейного творчества; выставки, приуроченные к знаменательным датам; тематические выставки на темы комплексно-тематического планирования детского сада. Родители готовят совместные доклады к занятиям, беседам, фоторепортажи (старшие дошкольники).

3. Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Важно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме: круглые столы, тренинги, обсуждение педагогических ситуаций и проблем, характерных для разных возрастных периодов развития дошкольника. Также мы постоянно проводим анкетирование для родителей, для выяснения проблем и определения пожеланий родителей.

В заключение хочу сказать, что любое взаимодействие должно иметь целью создание "ситуации успеха". Если вы говорили о проблемах ребенка, не забудьте и отметить его даже самое небольшое достижение, расскажите об этом родителям. Хвалите и родителей, если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда "ситуация успеха" творит просто чудеса.