Техника коллажа в арт терапии. Занятия с элементами тренинга «Сплочение коллектива. Ритуалы безболезненного расставания с компанией

Цель : чётче сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель.

Материалы : лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание, должны быть учтены по меньшей мере эти 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.

Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.

2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. Дай название готовому произведению.

Вопросы для обсуждения:

    Теперь ты понимаешь, куда движешься?

    Почаще спрашивай себя: как то, что я делаю в эту минуту, приближает меня к моей мечте?

    Нравится ли тебе то, что получилось?

    Если что-то смущает, подумай, как это изменить?

Игра «Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

Упражнение «Бельевая веревка»

У каждого участника – по листу бумаги. Лист крепится с помощью прищепок на веревку для белья. Необходимо попытаться нарисовать рисунок-приветствие на листе краской. Нужно запомнить свои ощущения, сравнить с теми, когда рисуешь на твердой поверхности.

Упражнение «Моя планета»

– Какая планета, кто населяет эту планету, легко ли до неё добраться, по каким законам на ней живут, чем занимаются жители. Как вашу планету зовут? Нарисуйте эту планету.

Упражнение «Выставка»

Ведущий. В наш город приехал человек, который разыскивает таланты. Все жители города решили продемонстрировать ему свои способности. Но этот человек, поскольку желающих слишком много, решил устроить выставку, на которой будут представлены необычные картины. Сейчас вы будете рисовать картины для этой выставки: вам необходимо вспомнить один свой талант и нарисовать его. У вас есть 10 минут.

Упражнение «Ледяная стена»

Цель : помощь в устранении внутренних преград, мешающих нормальной жизни и взаимоотношениям с людьми.

Материалы : простые карандаши, кисти, краски, мелки, уголь, сангина, бумага А3 формата, цветная бумага, пластилин, старые журналы и картинки, магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Обратите внимание на то, как во время вдоха воздух заполняет ваши легкие, а при вдохе выходит из них. Переключите внимание на дыхательную паузу – небольшой промежуток времени между вдохом и выдохом. Что происходит в этот момент? Двигаетесь ли вы куда-нибудь? Просто отметьте и перестаньте думать об этом. Дыхание ваше ровное и ненапряженное, вы расслаблены, мысли приходят и уходят, не задерживайте свое внимание на них.

Представьте себе, что вы в теплой белой одежде сидите на санях на Северном полюсе. До самого горизонта простираются снежно-ледяные поля. Но вам совсем не холодно. Ярко светит солнце, в прозрачном воздухе искрится снежная пыль. Лицо немного пощипывает от свежего, чистого морозного воздуха. Отчетливо представьте себе эту картину, свои ощущения, свое местоположение.

Сидя в санях, посреди царства чистоты и света, ощутите, как с каждым вдохом (через нос) ваше тело наполняется сверкающим прозрачным воздухом. Обратите внимание: этот воздух насыщен светом. Вы купаетесь в сиянии, вдыхаете сияние.

Некоторое время побудьте в этом состоянии. Пусть мысли приходят и уходят, для вас не существует «правильных» и «неправильных» мыслей и ощущений. Следует лишь отметить, что испытывает ваше тело, что приходит на ум. Продолжая оставаться в тепле и комфорте, сидя в санях посреди снежного сияния, представьте себе ледяную стену, медленно вырастающую из-под земли. В этой стене заключены все ваши внутренние преграды, все ваши страхи и тревоги, все то, что вам мешает жить.

Внимательно присмотритесь к этой стене. Какая она – дымчатая или прозрачная? Высокая или низкая? Какова ее толщина? Возможно, стена в некоторых местах толще, чем в других. Где она толще – у основания или наверху? Нет необходимости беспокоиться о том, что все эти особенности могут что-то означать. Вашему сознанию не стоит себя этим утруждать, доверьтесь подсознанию.

Обратите внимание на то, как ярко светит солнце. Его горячие лучи освещают ледяную стену, падают прямо на вас. Вы купаетесь в солнечных лучах, нежитесь в солнечных лучах. Вам хорошо приятно. Солнце светит так ярко, что стена льда начинает таять. Отчетливо представьте себе, что вся она состоит из ваших внутренних преград, страхов, тревог. Внимательно следите за тем, как ледяная стена тает под палящими лучами солнца – кап, кап, кап. На это требуется время. Могут возникнуть неприятные ощущения. Не исключены и более и более неприятные чувства. В этом случае необходимо просто отметить их мысленно, дав им уйти. Под лучами солнца стена тает, становится все меньше и тоньше, пока полностью не растает. Когда ледяная преграда полностью растает, вы ощутите разливающееся по телу тепло. Еще бы, удалось растопить столько внутреннего «льда». Все то, что мешало нормальной жизни, ушло навсегда.

Взгляните на слякоть, на воду, оставшуюся от растаявшей стены. Под вашим взглядом вода начинает приобретать определенные очертания. Из нее возникают сильные добродушные собаки. Это белоснежные эскимосские лайки, они отряхиваются от грязи, они готовы везти ваши сани. Сделайте глубокий вдох, а выдохнув, натяните поводья, и лайки отправятся в путь. Вы летите в санях все быстрее, и чистый прохладный ветер все сильнее дует вам в лицо, освежает тело.

Ощутите, как отныне свободное тело наполняется бодростью и весельем в преддверии новой жизни. Сделайте глубокий вдох. На выдохе представьте себе, как ваши сани рвутся вперед, преодолевая последние метры и мгновения, отделяющие нас от настоящего. Еще несколько раз глубоко вздохните, начиная на выдохе возвращаться в «здесь и сейчас».

Делайте это медленно, подобно кошке, потягивающейся после сна. Вы можете побыть в этом состоянии столько, сколько вам необходимо, а затем открыть глаза.

Изобразите свои образы, чувства и ощущения в рисунке, коллаже или композиции.

Игра «Двое с одним мелком»

Цель : развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование : лист А4, карандаши.

Ход игры : Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

    Что ты нарисовал, работая в паре?

    Сложно ли вам было рисовать молча?

    Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

    Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

Александра Карелина
Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов»

Тренинг для педагогов

«Арт - терапия как средство сохранения

здоровья педагогов »

Педагог – психолог :

Карелина А. Н.

Арт-терапия - это способ работать с душой через творчество.

Арт - терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Цель - улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога , т. е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Длительность одной встречи с группой составляет 30 - 45 минут

Основные правила работы в группе

Получите удовольствие!

Позвольте себе быть свободным!

Доброжелательная интонация и отношение ко всем.

Все внимание всех - на говорящего.

Избегайте оценок и суждений.

Говорите только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

Во всем ищите и находите позитив.

1. Упражнение «Шар» (7-10 мин)

Цель : Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы.

Материалы : воздушный шарик.

Инструкция : Все участники стоят в кругу. Психолог : «Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар.

–Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии : делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями, помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками) . Третий круг : шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу) .

2. Упражнение «Рисунок состояния»

Цель : Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце сессии для анализа изменений. Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством.

Материалы : Бумага, цветные карандаши, мел, краски.

В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя.

3. Упражнение «Групповое рисование по кругу»

На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене : создается своеобразная выставка. Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

4. Упражнение «Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение : Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад» , запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт - терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

5. Упражнение «Назвать три качества, которое характеризует меня» . Это упражнение плавно перетекает в следующее упражнение коллаж «Мой внутренний мир » .

6. Упражнение коллаж «Мой внутренний мир » .

Цель : раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина» , «тело» , «я» , «прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.)

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция : вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа : расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.

7. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил , а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по : росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т. д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное : построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения :

Что вы сейчас чувствуете?

Что вам больше всего понравилось?

Трудно ли вам было выполнять упражнение?

8. Упражнение «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями :

Я научился.

Я узнал, что.

Я нашел подтверждение тому, что.

Я обнаружил, что.

Я был удивлен тем, что.

Мне нравится, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

Мне сегодня.

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений,

Многие слышали про «Карту желаний», «Коллаж мечты» и «moodboards». Нередко от этих практик ждут какого-то волшебства. Мол, достаточно приклеить на лист ватмана фотографию себя в какой-то приятной обстановке, и больше почти ничего не нужно делать: Дорогое Мироздание обо всем позаботится само, и «закон притяжения» без наших усилий создаст такую обстановку вокруг нас.

Я очень сомневаюсь, что такой подход приносит результаты. Мне гораздо ближе идея, что «Мечты не работают, пока не работаешь ты».

Коллаж — это по своей сути проективная методика. То есть, компонуя изображения из журналов, мы отражаем структуру своей личности, свои сознательные цели и бессознательные опасения.

В общем, любой коллаж — это автопортрет. И если научиться понимать язык коллажа (понять, как интерпретировать изображения) — то можно получить хороший инструмент самопознания.

Каждый созданный нами и глубоко проанализированный коллаж — это индивидуальная стратегическая сессия, дающая ответ на важные вопросы.

Практика коллажирования существует в нескольких вариантах. Многие знают, что психологи и коучи часто предлагают клиентам сделать коллаж. При этом требуются не только листы ватмана, ножницы, клей, изображения из журналов — но и правильно сформулированные вопросы.

Легко понять, как создать коллаж: берешь картинки и приклеиваешь в каком-то порядке на большой лист.
Но не все понимают, что с этим коллажем делать дальше. Между тем, анализ получившегося мозаичного изображения — наверное, более важная и полезная часть процесса, чем его создание.

Иногда решения проблем буквально отражены в коллаже — нужно только научиться понимать его «подсказки. Например, если вы не уверены, стоит ли увольняться или переезжать в другой город — коллаж покажет все нюансы ситуации гораздо точнее, чем просто список «за и против».

Давайте обсудим шесть видов коллажа, которые чаще всего используются в работе психологов. Все они могут помочь разобраться в себе, прояснить жизненную ситуацию или найти ответ на сложный вопрос.

Mood board

Самый простой вариант психологического коллажа — это «mood board «. (Не путайте «психологические» и «дизайнерские» варианты этой методики. У дизайнеров и стилистов «mood board» — это немножко другое).

Делается mood board просто: берете журналы разной тематики, вырезаете все понравившиеся или «зацепившие» картинки. Потом просматриваете всё, что вырезали, и отбираете самые интересные — те, что вызывают самые сильные чувства или которые связаны с самыми важными идеями и ассоциациями. И потом приклеиваете это всё на лист, «как рука возьмёт и глаз видит» — то есть, спонтанно и интуитивно создавая пространство, в котором все части листа более-менее вас устраивают.
Всё, создание коллажа на этом заканчивается.


Теперь анализ.
При анализе обращают внимание на расположение частей коллажа на плоскости листа (центр — периферия, левый-правый край, верх-низ).

Обычно считается, что верхняя часть символически отражает более осознанные образы, низ листа — ближе к бессознательному; правый край (для правшей) — будущее, левый — прошлое.

Также отмечают цветовые соответствия: объекты, имеющие один и тот же цвет, могут символически быть связаны друг с другом.

Конечно, главная часть анализа — это прояснение символов, прояснение смысла образов, которые вы выбрали. Рассмотрите внимательно каждую выбранную вами картинку и запишите свои ассоциации. Подумайте, что эти изображения значат, на что указывают.

Можно записать своё описание коллажа на диктофон, потом прослушать его — и многое становится заметнее. При прослушивании аудиозаписи обращайте внимание на заминки, паузы, интонации сомнения в своем рассказе.

(Если вы сейчас узнаете принципы анализа коллажа — это не помешает вам работать. Я сама анализирую свои коллажи и «вылавливаю» при этом много неожиданного, хотя впервые я эту технику начала применять в 1998 году и с тех пор видела очень много работ — и своих, и чужих. Просто во время создания коллажа не занимайтесь анализом, отложите это до момента окончания работы, делайте выбор картинок спонтанно).

«Коллаж баланса» (этот вид коллажа также часто называют «картой желаний»)

Второй вид коллажа похож на «колесо баланса «.

Чтобы создать такой коллаж, на большом листе нужно заранее обозначить области, отвечающие за ключевые области жизни — такие, как семья, работа, дом, деньги, любовь, ученичество и наставничество и др.

Иногда берут эти области жизни из фэн-шуй и располагают по сторонам света или по принципу ба-гуа. Так как фэн-шуй — это систематизирующая система, то по смыслу (не по внешнему виду) получается очень похоже на «колесо баланса». То есть, фэн-шуй тут не для мистики, а скорее для порядка.

После того, как области выделены и их границы нанесены на лист — выберите подходящие картинки и наклейте в пределах этих границ.

Анализ : определяете, какие именно образы появляются в разных частях коллажа.
Так как смысл областей известен заранее, анализ может проводить и ребенок. Определите, какие области получились более «тусклые», а какие — более яркие. Какие выглядят не очень гармонично, где есть явно обозначенный конфликт, а где всё красиво и гармонично.

Из этого можно сделать полезные выводы о жизненном балансе и о текущей ситуации.

Фокусированный (тематический) коллаж

Эта практика используется для поиска ответа на один конкретный вопрос.
Такой коллаж создаётся вокруг конкретной темы, вокруг заранее сформулированного вопроса.

Вот примеры таких вопросов:

  • Какую работу я хочу для себя?
  • Как может выглядеть дом, в котором я хотел(а) бы жить?
  • Как я представляю себя счастливую семью?
  • Как мне заработать побольше денег?

Сама техника создания коллажа такая же, как если бы вы делали moodboard.

Вопросы соответствуют вашим насущным проблемам в данный момент.

Вы знаете вопрос, но не знаете ответа. Коллаж при таком подходе становится как бы мудрым советчиком или способом гадания.

Вы получаете ответ, пока делаете коллаж. Как именно интерпретировать, сказать трудно. Это во многом интуитивный процесс.

Глядя на такой коллаж, мы можем догадаться о каких-то неочевидных сторонах ситуации, получить подсказки от своего бессознательного, как от наставника. Как ни странно, это действительно работает.

Мотивационный коллаж

Тут у вас тоже есть проблема, но, в отличие от предыдущей ситуации, вы даже догадываетесь, как нужно её решать.

Просто у вас не хватает решимости или терпения, вы отступаете или боитесь. Тогда коллаж становится просто «напоминалкой», подбадривающим и настраивающим на нужное поведение инструментом.

Такой коллаж я делала, к примеру, девять лет назад — в момент, когда мне достаточно неожиданно пришлось стать руководителем подразделения. Я к такому повороту событий не была готова в тот период своей жизни. Мне понадобились специальные «напоминалки», которые поддерживали мой боевой дух в дни, когда всё было слишком трудно.

Тот коллаж был полон смелых и ярких образов, хотя я сама была временами уставшей, растерянной и лишенной поддержки. Но коллаж висел на стене, я его иногда рассматривала, и это помогало вспомнить, что на самом-то деле я достаточно ясно понимаю, что нужно делать. И это давало новые силы.

Через два месяца коллаж уже можно было со стены снять, он стал не очень нужен.

Коллаж-самопрезентация, коллаж-высказывание

Этот инструмент похож на предыдущий, но только мы делаем его не столько для самих себя, сколько для того, чтобы что-то яснее показать другим.

Например, при работе с супружеской парой психолог может попросить каждого в паре сделать свой коллаж на тему «наши отношения», а потом их сравнить. Или при работе группы вся группа делает один коллаж совместными усилиями, а потом его анализируют все члены группы и каждый лучше понимает своё место в общем пространстве и общем процессе.

Такие коллажи — это выражение мнения, и они обращены к тому, кто будет их смотреть. Анализ их тоже во многом спонтанен и интуитивен.

Если вы анализируете не свой коллаж, всегда очень внимательно слушайте, как автор коллажа его объясняет. У вас будет три ряда данных. Первый — как коллаж выглядит. Второй — как человек о нем говорит. И третий — это несоответствия того, как что-то выглядит, и как это что-то объясняется.

Например, вы видите маленькую фигурку женщины в нижнем левом углу листа, женщина эта в сгорбленной позе или в окружении опасных объектов, а автор коллажа говорит, что это его любимая мама или любимая жена, с которой у него прекрасные отношения и у которой вообще всё хорошо. Как говорится, несостыковочка выходит. И эту несостыковку нужно заметить и проанализировать.

«Коллаж намерения»

В предыдущих пяти пунктах мы обсудили те виды коллажа, которые чаще всего встречаются в психологической и арт-терапевтической работе и в коучинге. А теперь хочу написать про то, почему я сама в последнее время предпочитаю использовать другую модификацию техники коллажа.

Я сейчас предпочитаю практику, которая не просто констатирует: «Да, я хочу того-то», а настойчиво подталкивает нас, мощно побуждает идти в сторону желаемого, в сторону мечты. Этот вид коллажа соединяет достоинства «фокусировнного коллажа» (даёт ответы) и мотивирующего коллажа (помогает принятию решений и подталкивает к действиям).

Речь идёт о «коллаже намерения «.

Здесь-и-сейчас — хорошая штука, когда речь идёт об осознанности, когда мы имеем в виду переживание настоящего . Но когда мы думаем, или планируем, или принимаем решения, или распределяем ресурсы, или обсуждаем что-то с коллегами — то к реальным изменениям приводит ориентация на желаемое будущее, а не на проблемы настоящего или прошлого.

И с желаемым будущим лучше всего работает именно практика «Коллаж намерения», а не «Коллаж мечты» и не moodboard. Ведь мечта — это достаточно статичный образ. Это — путеводная звезда, которая светит и указывает направление — и всё. А намерение — это наша активность, это движение в выбранном направлении, наше собственное усилие.

Мечта «просто есть», а намерение приходится постоянно воплощать.

Ну а теперь — о том, как делается эта практика — конкретно и по шагам.

Всего в практике «Коллаж намерения» есть три шага, и для работы вам потребуются три больших (не менее А3) листа бумаги.

Подготовка : решите, какие области жизни наиболее важны для обдумывания именно сейчас (у кого-то это будет работа, у кого-то здоровье или отношения,и так далее). Определите пять — семь таких ключевых областей для вас.

Первый шаг . Используйте первый лист. Создайте на нём коллаж, отражающий настоящее (с учётом семи ключевых областей). Воплотите наиболее правдоподобный образ того, что есть сейчас в этих областях.

Второй шаг и второй лист — это образ мечты. Создайте на этом листе коллаж, максимально убедительно отражающий те состояния, те ситуации, которые вы хотите создать в своей жизни.

Третий шаг и третий лист. Расположите прошлое относительно будущего (тут могут быть разные варианты — главное, как-то «логично» и «красиво» положить рядом «лист настоящего» и «мечту»). Затем возьмите третий лист, и создаёте на нем «образ пути». Отразите в этом третьем коллаже те действия, те усилия и то намерение, которое приведет вас от нынешнего состояния — к мечте.

Затем скрепите и соедините вместе все три листа .
Повесьте на вертикальную поверхность (на стену) и внимательно рассмотрите с расстояния около полутора — двух метров.
Запишите свои чувства и мысли.

Анализ
1) Обратите особое внимание на символику расположения прошлого и будущего.
2) Главное внимание уделите анализу третьего листа (про путь).
3) Как обычно, ищите подсказки в виде цветовых соответствий. Картинки, в которых есть сходные цвета, обязательно имеют внутреннюю связь друг с другом. Поймите, в чем суть этой связи.
4) Если есть слова и фразы в коллаже, отнеситесь к ним очень внимательно. Проведите с ними сессию свободных ассоциаций, ассоциации запишите и проанализируйте так же тщательно, как образы коллажа.

При анализе попробуйте использовать вот эти вопросы (если вы будете делать коллаж сами и дочитали до этого места, лучше сейчас вопросы не читать, а сначала сделать коллаж):

  • Что ярче — область настоящего, область мечты, область пути?
  • Какие образы доминируют в каждой из трёх областей? Как я к ним отношусь? Что они для меня значат? Как они взаимодействуют друг с другом?
  • Какое движение я вижу в коллаже? Откуда оно исходит, к чему приходит? Какие элементы коллажа являются источником движения и изменений, какие — пассивны, а какие явно противодействуют движению? Чему это соответствует в моей жизни?
  • Какие свои сильные стороны и ресурсы я вижу в каждой из трёх областей?
  • Какие свои слабые стороны и ограничения я вижу в каждой из трёх областей?
  • Главный вопрос : действительно ли предлагаемый «Путь» ведет меня от состояния «Сейчас» в состояние «Мечта»? Если да — какие конкретные действия мне нужно совершать? Если нет — что мне нужно изменить?
    Запишите эти действия.

На этом основная часть работы с коллажем завершается, теперь его можно отложить на два-три дня, а спустя это время заново ответить на эти же вопросы. Вы увидите, что ответы могли измениться (и это означает, что коллаж выполнил свою работу: подтолкнул вас к осознанию каких-то вещей).

Теперь остаётся только двигаться по намеченному и увиденному пути, чего я вам от души желаю.

В общем, как видите, с созданием и анализом можно справиться и самостоятельно.

Если у вас есть какие-то вопросы, связанные с интерпретацией коллажа — задавайте ихв комментариях под этой статьёй. Давайте обсудим всё, что осталось неясным!

© Мария Долинова, Психологическая мастерская «Просто», 2017

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.

Продолжительность 1 час 40 минут.

  1. «Презентация» (10 мин.)
  2. «Да-Нет» (5-7 мин.)
  3. «Очередь» (15-20 мин.)
  4. «Коллаж» (15-20 мин.)
  5. «Чувства» (15-20 мин.)
  6. «Скажи приятное» (10-15 мин.)
  7. «Обсуждение тренинга» обратная связь (10-15 мин.)

Время: 10 минут.

Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.

Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.

Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.

Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Обсуждение:

2. Упражнение «Да-Нет»

Время: 5-7 минут.

Цель: повышение общего тонуса группы.

Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.

Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.

3. Упражнение «Очередь»

Время: 15-20 минут.

Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.

Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.

Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.

Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)

4. Упражнение «Коллаж»

Время: 20-30 минут

Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.

С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.

Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.

Темы:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

5. Упражнение «Чувства»

Время: 15-20 минут.

Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.

Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.

Ведущий раздает каждой подгруппе карточки, на которых обозначены человеческие эмоции:

  1. радость;
  2. гнев;
  3. безразличие;
  4. разочарование;
  5. негодование;
  6. возмущение;
  7. поддержка;
  8. заинтересованность;

Каждая подгруппа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками тренинга, с описанием ситуации в школе в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

6. Упражнение «Скажи приятное»

Время: 10-15 минут.

Цель: закончить занятия на позитивной ноте.

Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).

Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

Время: 10-15 минут.

Вопросы:

  1. Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Что не понравилось? Почему?

Ход тренинга

Состав группы: 10-12 человек.

Материалы: Бумага А3, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мяч, карточки с темами (см. Приложение 1 , Приложение 2 ).

Условия: Просторное помещение, 3 стола, стулья по числу участников.

Уважаемые участники сегодня мы будем действовать в игровых ситуациях, и обсуждать свои действия.

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Попрошу вас разделиться на две равные подгруппы. Нам нужно организовать два круга внутренний и наружный. Встаньте лицом друг к другу, вы можете задавать интересующие вас вопросы своим коллегам, затем по моей команде внутренний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.

Давайте сядем в круг и в одной, двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Обсуждение:

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

Продолжим!

2. Упражнение «Да-Нет»

Нам нужно разделиться на две равные подгруппы и встать друг напротив друга. Хорошо! Задание такое – по моей команде эта (показываю рукой) выкрикивает слово ДА, а эта команда слово НЕТ. Выиграет та группа, которой удастся более громко и дружно произнести свое слово. Запомнили? Начали!

Ну, что же я думаю, что обеим группам удалось стать настоящей командой! Замечательно! Вы просто молодцы

3. Упражнение «Очередь»

Нам нужно 8 человек, есть желающие поиграть?

Отлично! 7 – человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И вот этот гражданин (показываю на 8-ого участника) хочет пройти к прилавку магазина без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача (обращаюсь к 8-му участнику) завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.

Остальные (участники тренинга) рассаживайтесь пожайлуста и наблюдайте!

Затем производится общее обсуждение.

Хорошо! Всем спасибо, присаживайтесь, пожалуйста!

Скажите, какие средства были применены (называю имя 8-го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)?

Кто как реагировал (из очереди)?

Какие методы достижения цели были эффективными?

У нас хорошо получается! Продолжим!

4. Упражнение «Коллаж»

Пожалуйста, давайте разделимся на группы по5-6 человек. Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Каждой подгруппе раздать карточку с заданием:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

После выполнения задания вам нужно будет презентовать свою работу!

Раздать бумагу А3, журналы, клей, ножницы. На выполнение задания вам отводится 10-15 минут.

Отлично! Кто уже готов? (каждая группа презентует свою работу)

Большое спасибо, присаживайтесь по местам. (так же подгруппами)

Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

5. Упражнение «Чувства»

Сейчас я каждой подгруппе раздам карточки, на которых изображены человеческие эмоции.

Каждая группа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками, с описанием ситуации в школе, в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

На подготовку задания дается 5-7 минут.

Большое спасибо, присаживайтесь.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Предлагаю всем участникам поблагодарить друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

(начинаю первой, затем все остальные по кругу, передаю мячик)

Спасибо всем за работу! Вы просто молодцы! Сегодня все были активны, быстро справлялись с поставленными задачами. Особая благодарность…. За находчивость, за артистизм,

Надеюсь, что на следующее занятие вы также придете с желанием работать! (передаю мячик по кругу)

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

А теперь дорогие друзья давайте вернемся в нашу действительность.

Вспомним, что замечательная пора отрочества уже позади. И все мы занимаемся благородным и в то же время ответственным делом. Работаем с детьми, помогаем им справляться с трудностями.

Уважаемые коллеги! Давайте скажем несколько слов о том:

  1. как вы относитесь к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!