Как пробудить у ребенка интерес к чтению? занимательные факты на тему. Как пробудить у ребенка интерес к учебе А что делать, если он врет, что ничего не задано

Окружающая среда. Ибука считал, что интерес является лучшим педагогическим методом и пробудить его — главная задача родителей. Например, прежде чем учить ребенка считать, надо заинтересовать его цифрами, самим процессом письма. Другими словами, задача родителей — подготовить ребенка к обучению.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, что у малыша появится желание учиться, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Например, двух- и трехлетних детей, часто против их воли, каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, все попытки кончаются слезами и истерикой. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание, которое не терпит никакого насилия. Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они захотят, но не допускает их к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение достигло апогея, и только тогда дает первый урок.

Ребенку нравится все ритмичное. Большинство из нас отрицательно реагируют на слово «учиться». Мы заранее так настроены, поскольку учеба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А между тем учеба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы делаем большие успехи. Так, сын одного монаха без труда выучил все сутры, которые каждое утро распевал его отец. Сутры распевают под звуки гонга, поэтому мальчику нетрудно было их запомнить. Но если бы его просто заставляли учить их наизусть, это была бы для него очень трудная задача.

Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным . Предположим, ребенка ругают за испорченные обои. Но как ему объяснить, что это нехорошо? Для взрослого «хорошо» или «плохо» зависит от личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у малыша нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо то, что он делает. Если его отругают, он, возможно, в Дальнейшем воздержится от таких действий, чтобы избежать неприятных последствий. В то же время этот эпизод может ослабить в ребенке зарождающееся стремление к творчеству.

Соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь он уже считает, что «хорошо» — это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».

Например, ребенка постоянно укоряют за плохую игру на скрипке или за недостаточно беглое чтение. В результате он начинает воспринимать весь процесс обучения как нечто, доставляющее одни неприятности, и, соответственно, как нечто плохое. Многие из нас с детства не любят музыку или уроки английского языка только потому, что они ассоциируются с неприятными ощущениями.

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативнее обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные — когда плохо. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания.

Интерес нуждается в подкреплении . Конечно, интерес — это лучший стимулятор в воспитании. Но здесь есть проблема: интерес к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство малыша безгранично. Если предоставить его самому себе, то внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно раннему возрасту, и попытки насильно удержать внимание на чем-то одном могут иметь обратный эффект. Любопытство ребенка — важное условие познания мира и совершенно необходимо для его умственного и интеллектуального развития.

Ибука не рекомендует предоставлять ребенку полную свободу. Для него одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния называется аутизмом) и быть не способным сосредоточиться на чем-либо долго.

Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок находит увлечения вполне самостоятельно. Но обычно ему все же необходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро родители заметят возникший интерес и отреагируют на него, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Очень важно не упустить этот момент.

Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка . Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему смертельно наскучит. А вот дети могут заставлять своих родителей рассказывать сказки бесконечно долго и от этого не устают.

Повторение, считает Ибука, очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Оно желательно потому, что младенчество не знает скуки; это лучшее время для формирования правильных и логичных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребенок может запомнить сложное музыкальное произведение всего после нескольких исполнений, чем подтверждается вывод Ибуки: способность младенца к усвоению информации огромна.

Дать ребенку карандаши и материал как можно раньше. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Таким образом, чтобы развить нестандартное мышление и изобретательность, не стоит покупать малышу все, что он просит, — это будет иметь прямо противоположный эффект. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром.

Помимо стандартных покупных игрушек существует множество подручных средств, которые использовались веками. Это глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур. Эти материалы имеют общую ценность — у них нет определенной формы или назначения, именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего.

Предположим, мы даем глину и бумагу малышу, которому еще нет и года. Он их трогает без всякой цели, не намереваясь что-то сделать из них, а только рассматривает и держит в руках. Но вот малыш пытается изменить форму материала и с удивлением наблюдает за волшебными превращениями. И это уже само по себе ценный опыт. В раннем возрасте ребенок будет просто еще и еще раз мять и трогать глину и бумагу, получая удовольствие от этого процесса. Подсознательно он начинает понимать причинно-следственные связи между действием и результатом.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка будит его интеллектуальные и творческие задатки.

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на учителей. Мол, если не любит чадо математику, значит, это учитель плохой, не умеет преподнести урок так, чтобы заинтересовать малыша. Конечно, доля правды в этом есть. Но ведь привычка учиться и привитие любви к учёбе не может ограничиваться школьными стенами. И полностью снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не хочет делать уроки, неверно. Те навыки и знания, которые малыш получает в школе, играют решающую роль в его интеллектуальном и социальном развитии. Но и в родительской поддержке он нуждается всегда.

Шесть шагов к успеху

Как привить ребёнку желание учиться?

Читайте с любовью

Привить любовь к чтению непросто. Начните с собственного примера - читайте как можно больше, чаще, вместе и по отдельности, вслух и с выражением! Пусть дома будут печатные книги (а не две электронные). Даже столовые салфетки и туалетная бумага могут быть тематически оформлены и содержать текст. Вы знаете, чем интересуется ваш ребёнок, - пусть в доме будет литература на волнующую его тему. Это сработает!

Поощряйте его интересы

Относитесь с уважением к интересам ребёнка. Даже если они кажутся вам глупыми или смешными. Увлечение малыша - это его первые шаги к самовыражению. Возможно, через увлечение вам удастся заинтересовать его обучением. Расскажите, что математика точно поможет ему достичь своей цели и стать бизнесменом, но при этом важно быть грамотным, поэтому нужно заниматься русским и английским.

Не переставайте играть

В игре мы развиваемся, оттачиваем навыки. Если думаете, что с момента поступления в школу игры нужно прекратить и только делать уроки, ошибаетесь. Игры стимулируют развитие кругозора, поэтому играть нужно! Просто в эти занятия добавляйте «школьную» информацию и говорите, что это всё безумно интересно и как хорошо, что на уроке он может узнать гораздо больше! (Конечно, чтобы играть было интересней.)

Делитесь знаниями

Рассказывайте ребёнку обо всём новом, что вы сами узнали. Пусть у него формируется чувство, что узнавать новое - здорово. И чем больше человек знает, тем больше у него интересов, больше тем для разговоров с другими людьми и мир для него становится шире и многограннее.

Интересуйтесь искренне

Расспрашивайте, даже если устали, ребёнка о том, чему он сегодня научился в школе. Искренне интересуйтесь тем, что ему понравилось и запомнилось, а что показалось скучным. Не спрашивайте об оценках. Говорите только о его интересах. Тогда он будет хотеть говорить вам о себе, а не о том, как его оценивают другие.

Фокус на сильные стороны

Если ваш ребёнок учится неровно и вы знаете, что, к примеру, у него хромает чтение, обсуждайте лишь его сильные стороны. Не выставляйте в центр внимания его слабые стороны, выделяйте его таланты и способности в других дисциплинах.

Зачем это нужно?

Полюбить и захотеть сделать то, что делать необходимо, сложно. Этому нужно учиться в ранние годы. Ведь потом вашего малыша ждут ещё более серьёзные и ответственные периоды жизни - учёба в институте, работа, создание семьи. И, когда мы умеем и можем себе объяснить, зачем нам нужно выполнять некое дело, всё у нас получается быстро и легко.

Елена Воробей, актриса:

Для начала нужно понять, почему так происходит, поговорить с ребёнком, возможно, обратиться к психологу, чтобы выяснить причины неуспеваемости. А причины могут быть разными - начиная с того, что ребёнок что-то не понимает, ему тяжело даётся школьная программа, заканчивая сложными отношениями в семье, классе, с учителем.

Зачастую случается, что ребенок начисто теряет интерес к занятиям в школе и вообще к учёбе. Раньше ему нравилось удивлять своих сверстников и учителей знаниями, а теперь он сидит за партой, не слушая учителя, его мысли заняты чем угодно, но только не учебой. И здесь родителям необходимо как можно скорее включиться и предпринять всё возможное, чтобы вернуть ребенку прежний интерес к учебе.

Всем давно уже известно, что любую проблему лучшего всего предупредить, нежели бороться с ней. Запомните главное правило — чтобы у ребенка было желание учиться он должен уметь это делать. А развивать умение учиться следует с самого раннего возраста малыша. Ведь сама подготовка к началу обучения в школе заключается не в одном только умении читать и считать.

Хорошим помощником в решении этой проблемы может стать хороший развивающий центр. При выборе такого центра стоит отдавать предпочтение тем, где практикуется комплексный подход, то есть где ребёнок будет не только получать знания, но сможет и поиграть, и попрыгать на батуте, и позаниматься спортом. Именно такого подхода придерживаются специалисты детского развивающего центра Гиппо. Сюда приводят малышей с полутора лет – такие крохи занимаются вместе с мамами. С трёх лет начинается следующая ступень развития. А среди обучающих дисциплин для группы от пяти лет и старше особенный упор делается на английский язык, развитие речи, шахматы, рисование и музыка. Вся необходимая родителям информация выложена на сайте центра.

Очень важно развивать у ребёнка желание к познанию чего-то нового, поощрять его интересоваться и задавать вопросы. Кроме этого следует научить ребенка еще до школы уметь думать и творчески воображать. Именно поэтому если ваш малыш с самого детства начал вести себя любознательно, то ни в коем случае не ругайте его за его же любопытство, а наоборот, старайтесь как можно чаще его поощрять.

Если у него что-то не получается или же он затрудняется найти ответ на какую-то задачу, не отказывайтесь помочь. Действуя таким образом вы поспособствуете хорошему интеллектуальному развитию своего отпрыска. Но если к вам подойдет ребенок и задаст вопрос, а вы отправите его за ответом к папе или бабушке, то можете отбить все желание и охоту к знаниям.

Если вдруг данную проблему все же предупредить никак не удалось, то придется разобраться в том, что вызвало такое нежелание к учебе у ребенка. Все дети в раннем возрасте не усваивают новый материал, если он подан в совершенно неинтересной ему форме. В частности, именно это и случит причиной пропадания интереса к учебе. В такой ситуации главная задача родителей — включить свое воображение на полную мощность и сделать задание увлекательным. Вам придется сделать так, чтобы ребёнок воспринимал обучение как игру и постепенно интерес к учёбе начнёт возвращаться.

Если причина нежелания учиться – сильная эмоциональная и физическая усталость, то на некоторое время постарайтесь освободить ребенка от дополнительных кружков и секций. Чаще проводите время, вместе гуляя с ним на свежем воздухе или посмотрите интересный фильм.

И помните, что для ребенка самое главное — чувствовать любовь и заботу родителей. Это фундаментальная потребность и от нее зависит многое, в том числе тяга к знаниям.

Как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для ребенка – вы сами. Большинству взрослых, в силу своей занятости, совсем не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, - это газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизор или компьютер. Хорошим выходом является совместное чтение. Читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи сверх школьной программы. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Разыгрывайте с ребенком сценки из прочитанной книжки, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре Колобок убежит от лисы, встретится с драконом, и т.д.

Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает, а что нет, что бы вы добавили в фильм, с чем не согласны.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Сами цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем, это умение только украсит и обогатит речь вашего ребенка. Благодаря этим приемам, содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым для него. Кроме того, они способствуют развитию его воображения и речи.

Заведите ритуал вечернего чтения. Читать можно по-очереди: сначала он вам, затем вы ему, или наоборот. Со старшими детьми можно читать по ролям.

Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочесть книгу дальше, а потом рассказать вам что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» - ребенок может понять, что таким способом вы пытаетесь заставить его читать.

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонациям и содержанию. Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

Начинать подготовку домашних заданий лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу, но не перегружайте ребенка ежедневным чтением вслух – непрерывное чтение вслух должно занимать у 1-классника 8-10 минут, а у 2-классника 10-15.

Чтобы чтение не воспринималось ребенком как наказание, никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или просмотра телевизора. Можно наказать ребенка, лишив его совместного вечернего чтения, но не наоборот.

Для чтения должно быть выделено специальное время, не заставляйте ребенка читать вместо просмотра любимой телепрограммы.

Никогда не отговаривайте ребенка от книги, если он уже заинтересовался ею. Читать что-то, все же лучше, чем ничего. Следите, чтобы это была качественная литература. Не стоит заинтересовывать ребенка комиксами, «ужастиками», любовными и детективными романами.

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам.

Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту. Усложнение материала должно происходить постепенно. Если вы видите, что книга слишком трудна или не интересна, не настаивайте. Отложите ее на время. Но не упустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книг.

Научите ребенка пользоваться библиотекой. Для начала запишитесь вместе в школьную или районную, вместе выбирайте книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как воспитать у ребенка интерес к чтению"

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим...

"Как вызвать у ребенка интерес к обучению в школе"

Памятка для родителей.Чаще общайтесь со свои ребенком, хвалите даже за самые маленькие успехи, поддерживайте его!Это и есть залог успешного обучения....